Человек, впервые попавший в окрестности аэропорта Внуково, с первых шагов ощущает некий дискомфорт. Потом становится ясно отчего: здешняя округа буквально пропитана гулом. Он то натужено нарастает, то вдруг зазывно начинает свистеть, то возбужденно клокочет, а то возьмет и внезапно замрет. Всю эту дисгармонию источают турбины реактивных двигателей, потому что их то запускают, то разогревают, то разгоняют и форсируют, то глушат или совсем выключают...

А когда-то здешние места славились своей патриархальностью, тут царили тишина и благолепие. Воздух благоухал разноцветьем и разнотравьем, тянулись ввысь вековые сосны и ели, а белокурые березовые рощи перешептывались на ветру с величественными дубравами и перелесками трепетных осин. В лесу и на солнечных полянах было полно грибов и ягод, в местных речках водилась разная рыбица, а в лесах звери и зверюшки. С раннего утра и до позднего вечера разносились разноголосые трели пернатых вокалистов. Дышалось легко и вольготно. И в те времена эти края также величали Внуково. По имени деревеньки, что незатейливо рассыпала свои дворы на небольшом взгорье.

Вообще, с названием Внуково связана целая история. В свое время, в очень далеком уже 1514 году, великий князь московский Василий III пошел, как тогда говорили, воевать соседей. Соседом в ту пору было Великое княжество Литовское, рати которого частенько без всяких на то причин совершали набеги на земли русские, разоряли и уводили в плен мирный славянский люд. Вот и решил Василий проучить соседей, дабы неповадно им было и дальше своевольничать, а заодно вернуть кое-какие должки. Так и сделал. Проучив как следует проказников и отвоевав у них заодно старинный русский город Смоленск, ранее литовцами захваченный, Василий вернулся в Москву и, как говорится, стал почивать на лаврах. И было отчего. Теперь его Московское княжество увеличилось ровно на столько, насколько были обширны отвоеванные смоленские земли. Более того, местные князья, равно как и их потомки, отныне должны были служить его великокняжескому престолу верой и правдой до скончания века.

Вот как раз одним из смоленских князей и был некто Семен Григорьевич, по прозвищу Внук. Время ушедших столетий рассыпало и растеряло много сведений об этом человеке. Нынче известно лишь одно - этот самый Семен Григорьевич в 1524 году был воеводой в Муроме и за усердную службу великокняжескому престолу получил во владение небольшой нарез земли под Москвой, переселил сюда несколько крестьянских семей, которые и обосновали небольшую деревеньку, назвав ее по прозвищу своего хозяина Внука - Внуково. То есть Внукова деревня. Такая вот история.

Ну а первые более подробные сведения о здешней местности дошли до нас с половины XVII века. Центром окрути тогда считалось старое и богатое село Изварино. Как и положено таким поселениям, оно располагало своим погостом, добротными избами, а главное - церковью Ильи Пророка. Храм этот, кстати, только в кирпичном исполнении, и поныне величаво возвышается над все той же деревенькой Изварино. Правда, территориально храм относится уже к Московской области.

Так вот, в те далекие времена нынешняя каменная церковь Ильи Пророка была еще бревенчатой и не такой величавой. Тогда, в 1770 году, срубили ее мастеровые, как отмечает одна из летописей, «иждивением» князя А.А. Черкасского. К началу XX века деревянная Ильинская церковь совсем обветшала, и местные купцы Абрикосов, Корзинкин и Таумберг решили возвести на свои средства каменный трехпрестольный храм. Разрабатывали проект известные архитекторы - Н. Садовников и Д. Шнаубер. Новая каменная Ильинская церковь открыла свои двери для прихожан в 1905 году. Правда, через три десятка лет под сурдинку революционного лозунга «Религия - опиум для народа!» храм усилиями местного совдепа был закрыт и вскоре пришел в полное запустение. И только в 1990 году церковь восстановили и возвратили верующим. Сегодня храм Ильи Пророка имеет редкие для церковных епархий приделы - в честь Казанской иконы Божьей Матери и святителя Николая.

История самой деревни Изварино по-своему тоже интересна. В одной из дошедших до нас писцовых книг, например, записано, что в 1627 году она значится как поместье Ивана Васильевича Биркина, а до этого, видно, принадлежало его отцу - Василию Петровичу. В деревушке стоял всего один барский двор, где жили дворовые люди. Биркины являли собой старинный род рязанских бояр. После потери независимости Рязанского княжества в первой четверти XVI века они переходят на службу в Москву, но особо значимых постов не занимают. Первый документально известный владелец Изварина - Василий Петрович Биркин, в конце XVI века служил в незначительной должности городового головы. Карьера при дворе его сына Ивана Васильевича сложилась более удачно.

Помог тому интересный случай. В 1619 году Биркин-младший был отправлен для переговоров с поляками относительно обмена пленными после заключенного перемирия. Среди томившихся в шляхетском плену был и патриарх Филарет, отец царя Михаила Романова. Биркин Филарету понравился своей рассудительностью и знаниями, так что после освобождения святителя из плена они вместе ехали до Москвы, после чего патриарх пригласил своего «спасителя» к себе на службу. Через несколько лет Иван Васильевич становится патриаршим дворецким, и в этом качестве долго заведовал всем хозяйством патриарха. Позднее, уже после смерти Филарета, он служил воеводой, а под конец жизни достигает чина думного дворянина.

В начале 40-х годов XVII века Изварино достается представителю третьего поколения рода Биркиных - Самойле Ивановичу. Служить он начал тоже у патриарха, естественно, по протекции отца, затем, оставив церковную службу, воеводствовал в некоторых городах. Скончался Самойла Иванович в 1646 году. Как распорядился последний представитель рода Биркиных землей и всем, что на ней находилось, история умалчивает. Но так или иначе со временем владельцем Изварина и ее округи становится Михаил Алексеевич Ртищев, который при Алексее Михайловиче Романове сначала становится царским постельничим, а позже получает чин окольничего.

Поэтому нетрудно догадаться, как попало село Изварино во владение самого Ртищева. В 1650 году село в качестве приданого достается дочери Анне Михайловне, которая спустя двадцать лет продала Изварино Якову Петровичу Булычеву. Но последний владел имением недолго и был вынужден за какие-то там «грешки» уступить его царю Федору Алексеевичу, а тот, в свою очередь, жалует Изварино и ряд соседних деревень, купленных у других владельцев, боярину князю Федору Федоровичу Куракину.

К 1678 году Изварино представляло собой уже собственно усадьбу вотчинника, скотный и конюшенный дворы и семь крестьянских дворов.

В 1683 году Ф.Ф. Куракин отдает село в приданое дочери Анне Федоровне, вышедшей впоследствии замуж за князя Андрея Михайловича Черкасского, родного брата кабинет-министра при императрице Анне Иоанновне. В начале XVIII века село уже является собственностью их сына князя Александра Александровича Черкасского. При нем в 1704 году в Изварине числилось по-прежнему те же семь крестьянских дворов. У Александра Александровича, в свою очередь, карьера складывалась достаточно успешно: он достиг чина камергера. Александр Александрович Черкасский скончался в 1749 году. По завещанию князя село Изварино перешло во владение его вдовы. А через двадцать пять лет - их сыну Алексею Александровичу Черкасскому. Он-то в 1770 году как раз и построил «иждивением» ту самую деревянную церковь Ильи Пророка.

На рубеже XIX-XX веков и с прокладкой, прежде всего, железной дороги земли вокруг Изварино становятся дачными местами. Составленное в те годы так называемое руководство по выбору дач рекламировало здешние окрестности как места грибные и ягодные, в коих и воздух чист, и караси во множестве ловятся, и другая разная имеется рыбица и зверье. Ну а в 30-е годы прошлого столетия открывается новая страница в летописи деревни Внуково и села Изварино.

Новый хозяин - страна Советов, начинает по-своему раскраивать здешние земли. И связывается это, прежде всего, с бурным развитием авиации. В те годы Центральный аэродром, что располагался на Ходынском поле, и подмосковный в Быкове уже не отвечали требованиям времени. Особенно, если говорить о Ходынке. Аэропорт на Ходынском поле уже тогда считался малоперспективным: аэродром теснили жилые кварталы.

В 1936 году Совнарком СССР принимает решение о сооружении нового столичного аэропорта. Место под строительство выбрали на юго-западе от Москвы, в четырех километрах от железнодорожной станции Внуково. Из предоставленных шестнадцати проектов будущего аэропорта был выбран один - участок № 6 площадью 874 гектара. Аэропорт еще не был построен, а его уже нарекли именем одной из старейших в здешних местах деревень - Внуково. Правда, объект был секретным и его, естественно, называли только по номеру - № 204. Главный штаб стройки тогда размещался близ деревни Ликова, вокруг которой уже с первых дней строительства один за другим стали появляться складские и подсобные помещения, сколачивались жилые бараки для рабочих. Строили бараки и в так называемой особой зоне, обнесенной забором с колючей проволокой в несколько рядов. Здесь жили осужденные, а проще говоря, зэки. Заключенных на объекте было около пяти тысяч. Можно сказать, это был один из десятков, разбросанных по стране, ГУЛагов.

Впрочем, на стройке работало и много жителей из окрестных деревень. Вот какие воспоминания о том времени оставил житель деревни Изварино П.В. Грунцев: «Хоть земли под будущий аэродром выбрали более или менее высокие, но попадались и заболоченные места. А вокруг вековые сосны да ели. Лошади с трудом волокли тяжелые стволы. Другой-то техники у нас не было. Лопаты, тачки, пилы, топоры да лошади - вот и вся техника. Сотни тысяч кубометров песка, камней и земли для отсыпки взлетных полос было привезено на этих самых сивках и бурках...». Строительство аэродрома было закончено в начале 1941 года. Однако официальное открытие решили провести только 1 июля, но не получилось. Началась Великая Отечественная.

С началом войны по решению Совета Народных Комиссаров ГВФ был передан в оперативное подчинение Наркомату Обороны. 23 июня 1941 года для выполнения спецзаданий командования Красной Армии во Внукове была сформирована Московская авиационная группа особого назначения (МАГОН) во главе с В.М. Коротковым. Летную же и боевую работу обеспечивала внуковская авиатехническая база, которую возглавлял тогда П.Н. Марзеев. К тому времени во Внуково были уже переброшены два истребительных авиаполка ПВО, которые обеспечивали защиту аэродрома с воздуха, и отряд особого назначения авиации дальнего действия. Здесь же расквартировались части и подразделения воздушно-десантного корпуса. Все военные годы начальником аэропорта был полковник В.М. Каминский, а секретарем-машинисткой у него работала Нина Александровна Евстратова - жительница Изварина. «Помню, как в первые месяцы войны полковник постоянно напоминал нам о бдительности, - рассказывала Нина Александровна о том времени. - И, надо сказать, советы были своевременны. Фашисты тогда уже взяли Апрелевку, вокруг аэродрома и в его окрестностях постоянно вылавливали то вражеских шпионов, то диверсантов, то просто сигнальщиков. Как-то мне довелось проверять груз на самолетах перед их вылетом в осажденный Ленинград. Просмотрела один Ли-2, другой, поднимаюсь в третью машину и тут слышу явно посторонний шорох, доносящийся из глубины салона. Даю знак сопровождавшим меня автоматчикам, чтобы те как можно шумно покинули самолет. Ребята ушли, а я осталась внутри. Стою тихо, жду. Через какое-то время уже отчетливо слышу шорох. Сразу определила, из какого ящика. Вызвала соответствующую группу. Потом выяснилось - шпион...».

Немецкая авиация своими налетами постоянно пыталась сорвать работу аэродрома. Во время бомбежек немцы старались пробиться в первую очередь к складам ГСМ, к зенитным батареям, ангарам, жилым и хозяйственным постройкам. Но «щадили» взлетные полосы. Видно, надеялись ими воспользоваться. В конце 1942 года МАГОН ГВФ был преобразован в 1-ю авиатранспортную дивизию, а позднее в 10-ю гвардейскую авиатранспортную дивизию.

Наступивший 1945 год был ознаменован решающими успехами 10-й гвардейской авиатранспортной дивизии. На ее долю легла основная нагрузка в подготовке и проведении штурма Берлина, а затем и в разгроме квантунской армии Японии. Именно в аэропорт Внуково доставили из Берлина Акт о безоговорочной капитуляции гитлеровской Германии, а через полтора десятка лет именно Внуково встречало первого летчика-космонавта планеты Юрия Гагарина.

В послевоенные годы аэродром стал гражданским аэропортом. А с вводом «Внуково-2» еще и правительственным. Построенные в свое время рядом с аэродромом жилые дома для работников, обслуживающего персонала, летчиков и пилотов были уже настоящим городком, который в 1947 году получил статус рабочего поселка. В 1953 году поселок Внуково вошел в состав Москвы, а в 1994 году - стал районом Западного административного округа столицы.

В конце пятидесятых годов аэропорт Внуково начал отправлять и принимать первые пассажирские рейсы реактивных самолетов Ту-104, турбовинтовых Ил-18, затем и более совершенных лайнеров - Ту-154, широкофюзеляжных Ил-86, а в августе 1994 года именно во Внуково началась эксплуатация ТУ-204, последнего из поколения туполевских машин.

Внуково сегодня это своего рода визитная карточка Москвы для гостей, туристов и деловых людей, прилетающих в нашу столицу. И мало кто из них знает, что когда-то здесь царила патриархальная тишина и строился секретный объект № 204.

Читайте «Крылатское.ру»

в «Telegram»

Опрос недели

Как вы относитесь к неплательщикам за услуги ЖКУ в вашем доме?