Российский рекламный рынок, как, впрочем, и мировой, вступил в период смены поколений, который сопровождается еще и тотальной диджитализацией. Такие традиционные виды носителей, как газеты, журналы, радио и отчасти телевидение уже уходят на периферию рекламного мира. И в этой ситуации, пожалуй, единственный вид рекламы, который продолжает оказывать сопротивление и оставаться эффективным – наружная или уличная. Цифровизация коснулась и ее, но не так кардинально, как предполагалось изначально. Бизнесу по-прежнему нужны достаточно дешевые и в то же время эффективные инструменты продвижения, и они нашлись как раз у наружки.

Упал — отжался

За прошлый год рынок наружной рекламы в России сократился почти на четверть и по данным исследовательской компании AdMetrix составил 25.9 млрд руб. против 34.7 млрд руб. в 2019 году. При этом в первом квартале «доковидного» года он, пусть и незначительно, но рос. Основные потери пришлись на второй квартал, когда доходы от наружной рекламы буквально рухнули более чем на 50%.

Причина, замечают эксперты, вполне понятна, и она не имеет никакого отношения к разочарованию рекламодателей в наружке. Потери вызваны исключительно эпидемией коронавируса, которая охватила весь мир, и Россия исключением не стала. В результате локдауна, компаниям, чей бизнес не связан с цифровыми технологиями напрямую, пришлось свернуть рекламный бюджет. А повсеместное движение «останься дома, сохрани здоровье» фактически добило наружную рекламу, необходимость в которой отпала из-за опустевших улиц. Рассказывать о своих товарах и услугах таким образом просто было некому.

Именно поэтому, уверяют эксперты, падение на рынке наружной рекламы 2020 года не переросло в устойчивый тренд, и уже с начала 2021 года он демонстрирует пока умеренное, но восстановление. Причем очевидные успехи здесь у недорогой наружки, для производства которой как раз и нужна широкоформатная печать.

Широкоформатная печать на службе у рекламщиков

В отличие от цифровой, в производстве традиционной и более привычной взгляду наружной рекламы, используется как раз широкоформатная печать. Причем изготовление рекламной продукции может осуществляться на разных видах материалов, начиная от классической бумаги больших форматов и заканчивая виниловой пленкой и баннерной тканью. Такое разнообразие материалов позволяет значительно расширить область размещения наружной рекламы. Это, в свою очередь, увеличивает и количество потенциальных заказчиков, которыми могут быть как владельцы небольших районных парикмахерских, так и крупные торговые сети или финансовые организации.

По словам экспертов, в последнее время повышенной популярностью у компаний, желающих прорекламировать свой товар или услугу на улице, пользуется так называемая «транзитная реклама». Она в буквальном смысле размещается на транспорте. А он, в свою очередь, может и перемещаться по городу, охватывая более широкую аудиторию, и работать точечно, в каком-то определенном месте. Для этого транспорт с рекламой просто паркуется на «стоянке» недалеко от заказчика, но в местах массового скопления людей, например, у выходов из метро. Ярким примером служат рекламные плакаты на старых газелях, из которых прохожие узнают, например, что рядом с их местом жительства есть новый салон красоты, барбершоп или открылся магазин, спортивная секция и т.д.

По такому же принципу работают уличные афиши и рекламные щиты, образуя модель «паутины», при которой все рекламные носители находятся рядом с рекламируемым объектом. Цена такой рекламы относительно невысока, поэтому ее, как правило используют компании с небольшим бюджетом.

Компании с более внушительным рекламным бюджетом могут предпочесть так называемую «магистральную» рекламу, для производства которой также понадобится широкоформатная печать. В этом случае информация о товаре или услуге размещается на рекламных конструкциях вдоль основных и наиболее загруженных городских магистралей. Аудитория будет значительно шире, но и «точечное попадание» более размыто. Как и в случае с хаотичном размещением рекламы по территории всего населенного пункта. Такая реклама преследует, скорее, имиджевые цели, ведь не имеет смысла рекламировать новый барбершоп или магазин в том районе города, где его нет.

Таким образом, заказчиками широкоформатной печати рекламной продукции могут выступать владельцы совершенно разного по размеру бизнеса, от малого до крупного, и даже частные лица.

При этом существующие технологии печати позволяют удовлетворить запрос любого, даже самого привередливого клиента, вне зависимости от «размера кошелька», а также произвести продукцию для разных рекламных конструкций.

Ну очень большой принтер

Эффективная уличная или интерьерная реклама и широкоформатная печать неразрывно связаны между собой, и этому союзу уже не один десяток лет. Менялись только технологии печати, которые становились доступнее более широкому кругу лиц. Причем не только производителям такой печати, но и заказчикам.

Традиционно широкоформатная печать А2, А3, А1, А0+ осуществляется специализированными компаниями, в арсенале которых есть необходимое для работы оборудование – широкоформатный принтер. При этом его отличие от традиционных, которые используются дома или в офисах, не только в размерах, но и в возможности печатать на разных видах материалов.

Вообще профессионалы выделяют четыре основных типа устройств (принтеров) для широкоформатной печати:

  • Струйные
  • Электрографические
  • Термотрансферные
  • Фотонновые

Каждый из них обладает как своими преимуществами, так и недостатками, но хорошо приспособлен для реализации той или иной задачи клиента. Например, электрографические широкоформатные печатающие устройства больше подходят для изготовления картографической продукции или для печати чертежей. При этом термотрансферные принтеры, скорее, удобны для изготовления разного рода наклеек. Более универсальными принтерами считаются струйные, которые также «распадаются» на несколько видов, в зависимости от типа применяемых чернил. Это делает их хорошим инструментом для нанесения рекламы на очень широком диапазоне материалов, начиная от банальной бумаги, виниловой пленки и заканчивая износостойкой баннерной тканью.

Стоит также отметить, что оборудование для широкоформатной печати не такое дешевое и может достигать нескольких миллионов рублей. Поэтому далеко не все типографии занимаются широкоформатной печатью, которая сама по себе выделена, как, например, в полиграфической компании «Полисервис» (https://poliservis.com), в отдельный вид услуг.

В зависимости от предпочтений заказчика и места будущего размещения рекламы, крупные типографии сами посоветуют и подберут нужный материал для печати. Главное, как уже отмечалось, чтобы типография обладала необходимым оборудованием. Как правило, такими являются типографии полного цикла, которые осуществляют не только саму печать, но и постпечатную (постпресс) обработку.

Напечатал, но не забыл

Широкоформатная печать рекламной продукции не ограничивается исключительно процессом печати, как это происходит при использовании обычного принтера дома или в офисе. Вышедшую из-под устройства продукцию еще и необходимо обработать, например, придав ей соответствующую форму или нанеся специальное покрытие в виде ламината.

Если вновь «окунуться» в профессиональную среду, то можно выделить как минимум пять основных видов постпечатной обработки.

  • Резка, вырубка, высечка
  • Фальцовка и биговка
  • Кругление углов
  • Тиснение и фольгирование
  • Ламинирование

Это далеко не весь перечень услуг по постпресс-обработке, которые могут понадобиться клиенту. Но при изготовлении широкоформатной печати, перечисленные явно могут пригодиться. Именно поэтому, выбирая типографию для широкоформатной печати, необходимо все-таки учесть и этот фактор.

Скорее сосуществование

Наружная реклама, в буквальном смысле, охватывает людей, находящихся на улице, и альтернативы такой печатной рекламы сейчас просто нет. Точнее, она существует в виде тех же экранов, куда рекламируемый товар или услуга выводится с помощью «цифры», так как это происходит при передаче рекламы на телевизор или монитор компьютера. Уличные рекламные мониторы, конечно, есть, но повсеместного применения даже на улицах крупных городов пока нет. Дело в себестоимости подобных рекламных конструкций, которым, помимо электричества, необходимо еще и более высокотехнологическое обслуживание, что повышает цену для рекламодателя. Последним нужна более дешевая и не менее эффективная альтернатива, которой и является традиционная печатная реклама.

Современные технологии практически вытеснили традиционную печатную рекламу из газет и журналов, которые сами по себе уже плавно перетекли в сеть. Там потенциальных клиентов значительно больше, а таргетирование тех же рекламных банеров дает большую эффективность, чем рекламное объявление в газете, ведь «подстроить» ее под конкретного читателя невозможно.

Единственным местом, где пока массовая диджитализация не захватила буквально все, как раз и является улица. И, как показывает статистика по доходам рынка наружной рекламы, производство печатной рекламной продукции для улицы (широкоформатная печать) не выживает, а спокойно сосуществует в мире цифровых технологий.

Блиц-опрос

Как вы относитесь к идее столичных властей ввести в школах систему распознавания лиц?

  • Категорически против
  • Положительно
  • Да, если будет выбор
  • Затрудняюсь ответить