В Москве уже год идет замена устаревших приборов учета электроэнергии, но из-за коронавирусных ограничений в 2020 году, график установки несколько «сжался». В результате, сейчас у многих горожан складывается ощущение, что приборы учета массово меняют во всех жилых домах без исключения. Этим активно пользуются мошенники, стараясь навязать свои «платные» и совершенно бесполезные услуги. Как отмечают в Мосэнергосбыт, реальные сотрудники компании не будут требовать денег за установку электросчетчиков, добавляя, что клиенты сами могут узнать сроки предстоящей замены.

С 1 июля 2020 года, в частных и многоквартирных домах России, а в Москве этот процесс будет проходить быстрее, начали устанавливать новые, так называемые интеллектуальные приборы учета электроэнергии. При этом законодатели переложили бремя финансовых трат на энергосбытовые компании (для многоквартирных домов) и сетевые организации (для частных домов). Для подавляющего большинства жителей Москвы, которые как раз и проживают в многоквартирных домах, ответственность за установку, обслуживание и ремонт умных счетчиков ляжет на Мосэнергосбыт. В компании подтвердили порталу Крылатское.ру, что сотрудники Мосэнергосбыта не требуют денег с абонентов за установку электросчетчиков, подчеркивая, что в противном случае это уже не «их сотрудники, а, скорее всего, мошенники».

Условно бесплатно

Стоимость нового и полностью соответствующего требованиям закона счетчика составляет около 6 тыс руб., и это так называемая «разумная максимальная цена». Есть и дороже, но это, скорее, прихоть, чем необходимость. Но само по себе приобретение прибора учета электроэнергии еще ничего не значит, так как в него не входит цена за установку. А она, например, в той же Москве, составляет порядка 3 тыс руб.

С июля 2020 года, расходы на покупку и установку полностью легли на гарантирующих поставщиков электроэнергии, что можно назвать хорошим бонусом для потребителей. Однако назвать процесс замены вообще бесплатным не получится, так как расходы на обслуживание умных счетчиков все-таки включат в тариф за электроэнергию.

Но потребители, уверяют в Минэнерго России, особую разницу в своих платежках не увидят. Как пояснил порталу Крылатское.ру собеседник в ведомстве, в соответствии с тем же законодательством, платеж за коммунальные услуги ограничен уровнем инфляции, а, значит, резкого роста тарифов ожидать не стоит.

Бум замены

В последние месяцы в Москве действительно наблюдается бум замены электросчетчиков. Данный процесс затронул практически все столичные районы, в том числе и Крылатское. Так, например, сейчас новые приборы учета устанавливают, в основном, в жилых домах, расположенных на Осеннем бульваре, а также Рублевском шоссе. Однако это совершенно не означает, что замена будет вестись сплошняком, без какого-либо плана.

Так, например, в жилом доме 12 корпус 9 на Осеннем бульваре электросчетчики были заменены 12 сентября, и сразу у всех. При этом, как отмечают жители дома, у них в качестве «даты окончания МПИ» в личном кабинете Мосэнергосбыта стоял конец 2021 года.

Именно такие «вышедших за межповерочнвый интервал» счетчики, пояснили порталу Крылатское.ру в Мосэнергосбыте, и будут менять в первую очередь. В компании подчеркнули, что замена, хоть и выглядит как массовая акция, однако устанавливать новые приборы учета планируется все-таки постепенно.

Например, если в жилом доме на Осеннем бульваре их уже заменили, то в доме по адресу ул. Осенняя, 22 массовая замена до конца этого года не планируется. Срок окончания МПИ у счетчиков пока не вышел. Однако исключение все-таки есть, и касается оно восьми приборов учета в доме 22 на Осенней улице.

«По адресу ул. Осенняя, дом 22 (район Крылатское) восемь приборов учета вышли за МПИ. Их замена запланирована на IV квартал текущего года», - пояснил порталу Крылатское.ру пресс-секретарь Мосэнергосбыт Андрей Гусев.

Массовая замена электросчетчиков вызвана тем, что в подавляющем большинстве случаев, в пределах одного жилого многоквартирного дома, приборы учета устанавливались в одно время и одной марки, поэтому если у одного подошел срок МПИ, то и у соседей ситуация аналогична. Если срок МПИ не подошел, то экстренной замены на новые счетчики в доме не будет, так как это просто лишено всякого смысла.

Но и тут есть небольшое исключение. Дело в том, что ранее Минэнерго России уже выступало с инициативой штрафов для организаций, которые не смогли своевременно обеспечить учет с помощью умных счетчиков. Но штрафовать, если и будут, то не ранее 2023 года, до которого фактически введен «переходный период».

Что же касается рядовых граждан, то, как уверил собеседник из Минэнерго, для потребителей штрафы не предполагались изначально и вряд ли будут введены в будущем. Поэтому, по большому счету, гражданам не имеет смысл переживать о сроках замены счетчика, так как это, говоря простым языком, «не их проблема».

Вместе с тем, само ощущение массовой и обязательной замены приборов учета электроэнергии стали активно использовать мошенники, предлагая потребителям совершенно бесполезные и дорогостоящие услуги.

«Мне позвонили на домашний телефон якобы представители Мосэнергосбыта и сообщили, что у моего электросчетчика закончился МПУ. При этом звонивший сказал, что действительно замена счетчика будет бесплатной, но новые счетчики хуже старых, поэтому мне было предложено провести поверку, заплатив полторы тысячи рублей», - рассказал порталу Крылатское.ру житель района Кунцево Владимир Сотников.

О подобных ситуациях, отмечают в Мосэнергосбыте, можно сообщить, позвонив по телефону контактного центра +7 (499) 550-95-50. По этому же телефону, любой житель Москвы может уточнить, действительно ли в его доме проводится замена приборов электроэнергии или это очередной ход мошенников.

Чтобы понять ориентировочные сроки замены, поясняет Андрей Гусев из Мосэнергосбыта, достаточно воспользоваться специально созданным для этих целей сервисом.

«С графиком проведения работ можно ознакомиться на сайте в разделе «Частным лицам / Услуги». Найдите в списке свой адрес и посмотрите, в каком квартале к вам придет специалист», - подчеркнул Гусев.

Расчет по средним

Замена электросчетчиков на новые не будет обременительна для потребителей не только с финансовой стороны, но и с «житейской». Все работы проводятся довольно быстро, с выдачей необходимых документов.

«Во время замены электросчетчиков в нашем доме электричества не было около получаса. Причем о том, что будет вынужденное отключение, нас предупредили заранее. Сотрудники Мосэнергосбыта провели замену, написали извещение, в котором указали последние показание по снятому электросчетчику. Затем документ, как и старый электросчетчик, отдали жителям», - рассказала порталу Крылатское.ру одна из жительниц дома 12 корпус 9 по Осеннему бульвару.

Есть определенная инструкция и на случай, если межповерочный интервал счетчика истек, а его так и не заменили на новый. В частности, как пояснили в Мосэнергобсыт, если истек до июля 2020 года, то расчет будет производиться по средним для данной квартиры показаниям за последние шесть месяцев. Если же межповерочный интервал истек уже после июля 2020 года, то по показаниям этого счетчика, несмотря на то что он считается уже «просроченным». Даже если прибор сломан, то расчет все равно будет проведен по средним показаниям для конкретной квартиры.

Но в случае поломки, отмечают в Мосэнергосбыте, лучше уведомить об этом компанию.

«Если [счетчик] сломался, сгорел, вышел и строя, то необходимо оставить заявку через личный кабинет или по телефону контактного центра», - подчеркнул Андрей Гусев.

Опрос недели

Как вы относитесь к замене бордюров на Осеннем бульваре?