Теперь новости вашего района можно читать:

Яндекс Новости Google Новости

Кольцевая велотрасса в Крылатском известна далеко за пределами Москвы. Несмотря на то что трасса появилась еще в 1979 году, аналогов этому спортивному объекту в России нет до сих пор. Точная дата завершения строительства именно велотрассы не известна, поэтому принято считать, что ее Днем рождения является 28 декабря 1979 года, когда рядом, через Крылатскую улицу, было завершено другое не менее грандиозное строительство олимпийского Велотрека.

По одной из версий, именно велотрасса, а, точнее, место, где ее планировалось строить, повлияло на решение советского правительства разместить именно в Крылатском (в то время в этих местах было село Крылатское, впоследствии давшее название району Москвы) ряд и других спортивных объектов к Летним Олимпийским играм 1980 года. Впрочем, официального подтверждения данной версии нет, и она основывается, скорее, на рассуждениях историков. Дело в том, что перед проектировщиками была поставлена непростая задача - подобрать такую площадку для велотрассы, чтобы она, с одной стороны, была в приемлемом отдалении от других московских спортивных объектов, а с другой - подходила для сооружения необходимых для гонок виражей, спусков и подъемов. Местечко возле села Крылатское как раз и отвечало этим требованиям, ведь оно буквально усыпано разного рода возвышенностями (холмами). Используя уникальный ландшафт местности, немного подправив его, проектировщики смогли разместить велотрассу на 957 гектарах длиной в 13.6 километров, со множеством (около сотни) резких и плавных поворотов и многочисленными подъемами с уклоном от 5 до 15 градусов. И при этом трасса оставалась довольно быстрой, рассчитанная на скорость до 70 км в час.

Один из участков Олимпийской кольцевой велотрассы

© Крылатское.ру | Один из участков Олимпийской кольцевой велотрассы

Покрытие трассы, а это было обязательное условие, асфальтовое, с шириной до 7 метров. При этом для удобства спортсменов, а также зрителей, была сконструирована километровая финишная (она же стартовая) прямая, шириной уже 14 км. Движение по трассе осуществлялось только в одном направлении – по часовой стрелке.

Качество выполненных работ было на высоте. Асфальтовое покрытие сооружалось с учетом всех строительных норм и правил, за чем особо внимательно следили, так как объект обязан был соответствовать мировому качеству, а по факту быть даже лучше, чем любой другой аналог. В результате, несмотря на свою многолетнюю историю, а также фактически «варварское» отношение к велокольцу, асфальтовое покрытие сохраняется и сейчас. Капитального ремонта на олимпийской велотрассе в Крылатском не было со дня ее строительства. Безусловно, сейчас трасса требует некоего ремонта, но спортсмены продолжают на ней заниматься, отмечая ее удобство.

Участок финишной прямой на Олимпийской кольцевой велотрассе

© Крылатское.ру | Участок финишной прямой на Олимпийской кольцевой велотрассе

Впрочем, без жертв при строительстве олимпийской велотрассы не обошлось. Чтобы разместить ее именно на холмах, было принято решение о сносе двух сел, Татарово и Крылатское, а также переводе за город птицефабрики. С местными жителями особо не церемонились, расселив всех по разным районам Москвы. А с учетом того, что на тот момент самого района Крылатское еще не существовало, коренные жители навсегда покинули здешние места.

Строители особо не заморачивались и по поводу находящегося в этих местах церковного кладбища, располагавшегося рядом с храмом Рождества Пресвятой Богородицы. К этому моменту храм уже был заброшен и разрушен, а на кладбище, с начала 1917 года, захоронения не проводились. Тем не менее, по некоторым данным, эксгумация была проведена крайне небрежно, и «под бульдозер» пошли не только могильные ограды, цветники и т.д., но и более древние и заброшенные захоронения. Впоследствии, в начале 90-х годов, на месте кладбища был установлен поклонный крест.

В начале тех же 90-х годов трасса пришла в упадок. По сути, за ней никто особенно не следил, и спортивный объект использовался не по назначению. На трассе можно было встретить автомобили, гоняющие для своего удовольствия, мотоциклистов, просто отдыхающих. На участках рядом с трассой несколько лет существовали даже огороды, на которых местные жители района Крылатское сажали картошку, которую затем или использовали в личных целях, или продавали на столичных рынках. Масштаб подобного бизнеса был настолько велик, что люди объединяли свои незаконные владения и вскладчину нанимали охрану. Велотрасса, как и сам парк Крылатские холмы, находился фактически в заброшенном состоянии.

Но уже в середине, а, точнее, ближе к концу 90-х, ситуация стала меняться. До 2002 года трасса принадлежала Московской федерации профсоюзов, но затем перешла во владение всесезонного спортивного комплекса «Лата Трэк», фактически являющегося частной компанией. Спустя два года правительство Москвы подало иск к «Лата Трэк», полагая, что регистрация права собственности была незаконной и трасса должна оставаться на балансе города. Но суд с таким выводом не согласился.

Компания «Лата Трэк» оказала двойное влияние на будущее развитие олимпийской велотрассы в Крылатском. С одной стороны, бизнесу удалось более или менее сохранить уникальный спортивный объект, оставив его открытым и бесплатным для всех любителей велоспорта. Отдельные участки были отремонтированы, въезд ограничен, выставлены предупреждающие знаки и т.д. С другой стороны, частной компании необходим, прежде всего, доход, поэтому часто трасса использовалась не по своему прямому назначению. На ней проводились разные корпоративы, забеги и даже гонки на скоростных автомобилях, что вредило не только ее поверхности, но и экологии парка Крылатские холмы. Последний в 2000-х годах вошел в список особо охраняемых природных территорий регионального значений.

Как бы там ни было, но трасса продолжала существовать в том виде, хотя определенные доработки все-таки происходили, в каком ее задумывали проектировщики в 70-х годах прошлого столетия. Но в 2007 году произошло событие, которое значительно повлияло на дальнейшую историю олимпийской велотрассы в Крылатском. В то время на земельном участке, на котором с конца 70-х годов находилась велотрасса, прошло межевание. По мнению представителей «Лата Трэк», во время этой процедуры границы участков были случайно или умышленно определены неверно, и в результате около двух километров дороги из 13.6 оказались на соседних участках. Ровно через 10 лет, в 2017 году, один из таких участков с частью велотрассы был сдан департаментом городского имущества Москвы в аренду обществу «Медикал Эстейт», которым управляет инвестиционная компания Millhouse, принадлежащая Роману Абрамовичу. На смежном участке компания «Медикал Эстейт» планировала строительство многоуровневой парковки со всесезонным бассейном на крыше. Осматривая территорию, компания «Медикал Эстейт» обнаружила участок велотрассы и в 2018 году подала иск на компанию «Лата Трэк», с требованием признать этот участок «самовольной постройкой» и демонтировать его. Через месяц был подан иск и от департамента городского имущества Москвы, который планировал признать велодорогу «некапитальным сооружением».

Ситуация выглядела крайне неоднозначной, так как, с одной стороны, компания «Лата Трэк» имела сильную поддержку у спортсменов, а с другой, из-за тех же автомобильных гонок и «недоброжелательного», по мнению экологов, отношения к парку Крылатские холмы, и своих противников. В результате, 25 июля 2020 года в Москве прошла акция в поддержку велотрассы в Крылатском, участники которой «обняли» велотрассу, в ходе массового велопробега-тренировки. Жители Крылатского, активисты и спортсмены сошлись в одном, что велотрасса должна оставаться в ее изначальном виде, а строительство многоуровневой парковки вредит не только спортивному объекту, но и парку Крылатские холмы в целом. Что же касается «Лата Трэк», то тут мнения разделились. Часть выступающих за сохранение трассы считала, что ее нужно передать на баланс города, выведя из собственности коммерческой структуры. Другие, что ее нужно сохранить в руках именно частного бизнеса, и именно «Лата Трэк», так как эта компания работает на территории не один год и способна «достойно содержать спортивный объект».

С начала 2021 года, в СМИ, в основном, подконтрольных московскому правительству, стали периодически выходить материалы о необходимости благоустройства как спортивного объекта, так и прилегающей к нему территории. Для осуществления этих планов, трассу, отмечалось в статьях СМИ, нужно передать на баланс города, проведя ее полную инвентаризацию. Таким образом, история олимпийской велотрассы в Крылатском явно не окончена.

Теперь новости вашего района можно читать:

Яндекс Новости Google Новости

Блиц-опрос

Вы будите менять бумажный паспорт на смарт-карту?

  • Да
  • Нет
  • Затрудняюсь ответить
  • Не знаю о чем идет речь