Само по себе понятие «саморегулируемая организация», или СРО, далеко не новое для российского рынка товаров и услуг. Можно сказать, что некие предпосылки подобного объединения специалистов зародились в России еще в конце 19 века, когда ремесленники, с целью обмена опытом и взаимного контроля, начали создавать союзы. Если же говорить о современных СРО, то отсчет принято начинать с конца нулевых, ведь именно тогда, в 2007 году, был принят закон 315-ФЗ, фактически описавший правила игры.

Сейчас все отечественные СРО можно условно разделить на две группы. К первой относятся объединения, члены которой добровольно вступают в союз, например, для имиджевой составляющей или для того же обмена опытом, взаимовыручки и т.д. Вторая группа более серьезная, правда, к ней относятся компании, чей бизнес так или иначе связан с возведением зданий и сооружений. Например, компаниям, занимающимся архитектурно-строительным проектированием, в некоторых случаях просто необходим так называемый допуск СРО проектировщиков, так как без него они фактически не имеют права проводить работы.

Иными словами, для одних вступление в саморегулируемую организацию является исключительно добровольным делом, так как юридически отсутствие данного членства им никак не мешает. Для других вступление в СРО уже добровольно-обязательно, так как отсутствие членства, в свою очередь, накладывает на них определенные ограничения.

Самоорганизуйтесь, но по правилам

Если не брать в расчет ремесленников, которые также объединялись в некий союзы, то современные саморегулируемые организации стали создаваться с начала 90-х годов. Правда, в большинстве случаев это были, скорее, стихийные объединения и даже клубы, куда принимали далеко не всех и по принципу «свой – чужой». В подавляющем большинстве случаев, членство в СРО не приносило ничего, кроме, возможно, какой-то имиджевой составляющей, и то при условии, что сами организаторы СРО старались как можно активнее продвигать свой «клуб по интересам».

Все изменилось в 2007 году, когда в деятельность саморегулируемых организаций вмешалось государство, обозначив четкие «правила игры». Речь, безусловно, идет о федеральном законе 315-ФЗ от 1 декабря 2007 года. В нем, помимо прочего, прописаны требования, которым должны соответствовать создаваемые или уже существовавшие на тот момент СРО.

В частности, начиная с этого момента, саморегулирующаяся организация не могла существовать, если в ее составе было менее 25 участников соответствующего профиля или не менее 100 частных лиц, которые также должны быть объединены каким-то одним профилем деятельности. Но самое важное правило заключалось в том, что все организации, вступавшие в СРО, несли уже коллективную ответственность перед потребителями или, проще говоря, «один за всех и все за одного».

Где тут обязательно?

Сам по себе закон №315-ФЗ только описал некие правила для самих СРО, но никак не повлиял на участников, то есть потенциальных членов того или иного объединения. Вступать или не вступать в СРО каждый участник рынка, и не важно, юридическое это или физическое лицо, решал для себя сам. Так, в частности появились «клубы», объединяющие участников, работающих на туристическом, финансовом, юридическом, медицинском, строительном рынках и т.д. И все бы ничего, но в 2009 году правила изменились вновь.

Вплоть до 30 декабря 2009 года, организациям, работающим в сфере строительства, проектирования и инженерных изысканий, требовалась соответствующая лицензия. Теперь же, фактически с начала 2010 года, она уже стала необязательной. Но просто так оставить подобные компании, которые, по мнению государства, представляют значительную потенциальную опасность как для сотрудников предприятий, так и для потребителей готовой продукции, без какого-либо регулирования было нельзя.

Теперь обязанность по контролю деятельности подобных компаний была переложена на плечи СРО, которые, в свою очередь, стали выдавать специальные допуски, разрешающие проводить те или иные работы.

Таким образом, начиная с 2009 года, для отдельных компаний, имеющих отношение к строительству, членство в какой-то одной саморегулирующей организации стало просто необходимым.

Что же касается компаний из других отраслей, например, туристической, то для них членство в СРО остается добровольным, так как фактически государство не запрещает им осуществлять деятельность, не имея какого-либо допуска от саморегулирующей организации. С другой стороны, сами компании уже считают своим если и не долгом, то как минимум обязанностью вступать в СРО, хотя бы для того, чтобы подтвердить высокое качество оказываемых ими услуг. Это уже не просто имидж, а некая обязательная составляющая бизнеса, например, как наличие сайта или пресс-службы.

Опрос недели

Вы планируете посещать заседания Совета муниципальных депутатов, если они будут проводиться в зале управы?