Громкие «уходы» крупных западных компаний не только не пошатнули отечественный рынок складских помещений, которым предрекали «опустошение» - они, наоборот, вызвали «нездоровый» ажиотаж. Иными словами, поясняют участники рынка, вместо профицита образовался самый настоящий дефицит складов, а вместе с ним и рост цен на подобного рода услуги.

Еще в середине 2022 года пустеющие складские помещения, по словам аналитиков, стали неким подобием лакмусовой бумажки, по которой можно было отслеживать последствие антироссийских санкций. В частности, поясняют эксперты, до февраля прошлого года, то есть до начала Специальной военной операции (СВО), немалую часть складских помещений как раз и занимали западные компании, которые затем стали активно уходить. Было очевидно, что в России намечается некий товарный дефицит, ведь полупустые полки складов, это как раз и показатель нехватки тех или иных товаров, притом, что спрос на них со стороны населения не очень сильно упал.

Масло в огонь добавили и российские власти, которые изначально стали успокаивать как бизнес, так и граждан, отмечая необходимость занимать освобождающиеся ниши и активнее развивать собственное производство. Проблема в том, что за год и даже два, сделать это практически невозможно, поэтому о вновь забитых складах многие эксперты не думали.

И дефицит действительно стал проявляться, только не в товарах, а в складских помещениях.

Уже по итогам I квартала 2023 года, согласно данным компании IBC Real Estate, объем сделок на складском рынке столичного региона составил 522 тыс кв. м., что, к удивлению многих, оказалось в 2.4 раза больше, чем показатель 2022 года за аналогичный период. Безусловно, рекордного объема в 593 тыс. кв. м., как это было в I квартале 2021 года, он не достиг, но цифры, тем не менее, впечатляют.

По словам участников рынка, одновременно с дефицитом самих складов, стала проявляться нехватка и оборудования для их обслуживания – начиная с классических тележек для перемещения товаров и заканчивая стеллажами. Так, например, за период с января по июнь 2023 года включительно, количество запросов «каталог бу стеллажей» вырос в три раза.

Причина, уверены эксперты, в успешном выстраивании новых логистических цепочек, параллельного импорта и выходе на отечественный рынок компаний из дружественных стран, которые представляют уже свои товары, под ранее не знакомыми российскому потребителю брендами.

Главную роль в дефиците как самих складских площадей, так и специального оборудования, причем по всему каталогу, сыграли отечественные маркетплейсы – OZON, Wildberries и т.д.

Так, например, в I квартале 2023 года была закрыта крупнейшая за всю историю рынка «мега-сделка» с участием компании OZON, которая арендовала в подмосковных Ватутинках в формате build-to-suit 130 тыс. кв. м под еще один фулфилмент-центр.

«Это в том числе и крупнейшая за всю историю складская сделка в Новой Москве», - заметил старший директор, руководитель отдела складской и индустриальной недвижимости CORE.XP Антон Алябьев.

Вместе с тем, несмотря на восстановившийся рост спроса на складские помещения и, как следствие, их дефицита, нового строительства эксперты не ждут. Инвесторы, по их слова, с осторожностью смотрят в будущее, не желая делать долгосрочных инвестиций. Ко всему прочему, заметно возросла и себестоимость самого строительства. В такой ситуации, дефицит продолжит расти, но не товаров, чего опасались многие финансисты еще год назад, а как раз мест, где эти товары приходится хранить.

Опрос недели

Как вы относитесь к неплательщикам за услуги ЖКУ в вашем доме?