В последние несколько недель в Москве активизировались мошенники, специализирующиеся на поверке квартирных водосчетчиков. Однако, в отличие от уже известных схем, данные представители незаконного изъятия средств у населения действуют более профессионально. По некоторым данным, в распоряжении мошенников есть как личные данные абонентов, так и примерные сроки окончания поверочных интервалов, что значительно упрощает работу с доверчивыми гражданами.

Как выяснил портал Крылатское.ру, схема обмана доверчивых граждан работает в два этапа.

Письмо счастья

На первом этапе в почтовый ящик приходило адресное письмо за подписью некоего сотрудника службы эксплуатации инженерных систем того района, в котором проживает абонент. В случае с Крылатским, «письма счастья» подписывались дежурным инженером Рыскиным А.П., якобы действующим сотрудником службы эксплуатации инженерных систем района Крылатское. Из писем также следовало, что сама служба располагается в доме 5 корпус 4 на Осеннем бульваре.

В тексте письма отмечалось, что у потребителя услуг истекает поверочный интервал квартирных водосчетчиков, установленных в системе горячего и холодного водоснабжения в квартире. По всей видимости, мошенники имеют реальную информацию о сроках службы установленных счетчиков, так как в большинстве случаев у потенциальных жертв мошенников действительно завершался или уже завершился очередной поверочный интервал. Это, по словам попавших на удочку горожан, сразу сбивало с толку.

Чтобы не оставить жертве никаких шансов, в письме мошенники обыгрывали и ситуацию с приостановкой поверки счетчиков из-за введенных правительством России ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции.

«В связи с отменой ограничений, связанных с распространением COVID-19 во избежание перевода на общедомовой тариф учета водопотребления вам необходимо произвести поверку или замену ИПУ и предоставить документы в Управляющую компанию», - отмечалось в письме.

Все бытовые приборы учета могут применяться физическими лицами – потребителями коммунальных услуг – без проведения очередной поверки вплоть до 1 января 2021 года, в том числе и с истекшим сроком поверки. Ресурсоснабжающие и управляющие компании обязаны принимать показания таких приборов для расчета оплаты потребленных коммунальных услуг. Неустойка (штраф, пени) не взыскивается.

Из письма «Росстандарта» от 22 апреля 2020 года

Далее получателю письма рекомендовалось обратится в службу по телефону (495) 374-93-59, чтобы уточнить дату проведения работ по поверке или замене квартирных водосчетчиков. При этом фиктивная служба готова принимать подобные звонки, что также следовало из текста письма, с 09:00 до 21:00 без выходных.

По указанному в письме телефону отвечает некий оператор инженерных сетей, которая действительно согласовывает время прихода мастера к абоненту и уточняет всю необходимую для мошенников информацию: фамилию и имя абонента, точное время, когда собственник квартиры будет дома, тип установленных водосчетчиков, а также сумму, которую необходимо заплатить за проведение фиктивной поверки. При этом цена за данную услугу, результаты которой не имеют никакой юридической силы, завышена в два-три раза. Тем не менее, страх перейти на расчеты по общедомовому тарифу, вынуждает жертв платить мошенникам весьма существенные суммы.

Если получатель письма никак не реагирует на него, то мошенники переходят уже ко второму этапу, обзванивая своих потенциальных жертв.

«Горячие» звонки

На этот раз обзвон осуществляются уже с номера телефона (495) 744-01-76 или (499) 504-16-17. Определитель Яндекса идентифицирует данные номера как «возможная, реклама товаров или услуг» или «возможно, злоумышленники».

Звонящий, в довольно грубой форме, в очередной раз предупреждает абонента о возможных штрафных санкциях, а также о принудительном отказе управляющей компании принимать показания не прошедшего поверку счетчика и переводе на общедомовой тариф. При этом в разговоре мошенник оперирует ранее направленным письмом, сообщая жертве, что в распоряжении инженерных сетей есть все данные собственника квартиры, в которой находятся водосчетчики и что у службы эксплуатации есть подозрения о подаче абонентом искаженных показателей.

Основное отличие в работе упомянутых мошенников - в наличии у них более точных данных о собственниках квартир, а также об истекающих поверочных интервалах. Их действия носят более адресный характер, чем простые холодные обзвоны с предложениями «немедленно провести поверку или замену водосчетчиков». Мошенники заранее знают, в какую квартиру они отправляют письмо или осуществляют звонок, в каком районе находится абонент и даже в каком доме теоретически может располагаться реальная управляющая компания.

Росстандарт и Росаккредитация обращают внимание граждан на возможные мошеннические действия на рынке услуг поверки бытовых приборов учета. Вся поступающая от недобросовестных компаний информация об обязательной поверке до конца 2020 года бытового прибора учета физическими лицами является ложной и не соответствует действительности.

Из письма «Росстандарта» от 22 апреля 2020 года

Тем не менее, не стать жертвой мошенников довольно просто. Для этого необходимо проверить указанный в письме телефон через поисковую систему Яндекс. В подавляющем большинстве случаев, вбитый в поисковую строку номер телефона уже есть в базе и отмечен либо как потенциальные мошенники, либо как навязывание услуг или реклама. При этом, если собственнику квартир звонят некие представители управляющей компании, МФЦ, инженерных служб, достаточно узнать номер телефона, по которому можно перезвонить и узнать всю необходимую информацию. Мошенники, как правило, не дают номеров телефонов, чтобы потенциальная жертва не могла воспользоваться теми же поисковыми системами или в спокойной обстановке решить, стоит ли проводить поверку или замену счетчиков исключительно по звонку.

Читайте «Крылатское.ру»

в «Telegram»

Опрос недели

Как вы относитесь к замене бордюров на Осеннем бульваре?