Вслед за жителями Подмосковья, на гул от пролетающих самолетов стали жаловаться и москвичи, в основном, проживающие в западных и северо-западных районах столицы. По их словам, уже несколько месяцев самолеты нетипично низко и по непривычной траектории пролетают «вблизи» жилых домов. Это, уверяют некоторые жители западной Москвы, создает сильный дискомфорт, мешает спать и вызывает нервные расстройства.

Первые жалобы на шум от пролетающих самолетов, как это обычно бывает, стали появляться в группах социальных сетей, где вначале жители Подмосковья, а затем и ряда районов Москвы заметили кардинальные изменения в траектории полетов воздушных судов. Причем из москвичей первыми на это обратили внимание жители районов западного и северо-западного административных округов.

В качестве основной причины назывался ввод в эксплуатацию третьей взлетно-посадочной полосы в Шереметьево. Об этом, в частности, говорили участники районных групп Строгино, Митино и Крылатского. Однако впоследствии на гул летящих самолетов стали жаловаться жители и других столичных районов, утверждая, что «их самолеты» никакого отношения к Шереметьеву не имеют. Более того, новая ВПП была введена в эксплуатацию еще в 2019 году, а массовые жалобы стали появляться только в 2021 году. Впрочем, эксперты этому «феномену» нашли свое объяснение.

Как одна ночь лишила сна

Как рассказал порталу Крылатское.ру один из сотрудников аэропорта Шереметьево, сам проживающий в районе Крылатское, многочисленные разговоры о коррекции траекторий полетов не лишены смысла, так как данные изменения действительно произошли. Как пояснил собеседник, они касаются не только и не столько аэропорта Шереметьево, как всего московского аэроузла, который так или иначе оказывает влияние на европейскую часть российского воздушного пространства.

«В начале декабря 2020 года в России начала действовать новая система воздушного движения. Так что жители, обратившие внимание на то, что самолеты стали летать как-то иначе, по другой траектории, правы. Причем изменения коснулись не только Шереметьево, но и других аэродромов. Поэтому если район расположен вблизи воздушных трасс, то жители, безусловно, на это внимание обратят, и кого-то это будет не устраивать, а кто-то довольно быстро привыкнет», - отметил собеседник.

В Росавиации порталу Крылатское.ру подтвердили, что в Московском узловом диспетчерском районе (МУДР) действительно произошло изменение маршрутов полетов. Это, по данным ведомства, связано с внедрением новой структуры воздушного пространства Московской и смежных зон Единой системы организации воздушного движения РФ. Кроме того, добавили в Росавиации, ввод в эксплуатацию третьей взлетно-посадочной полосы в Шереметьево, безусловно, повлияло на изменение полетных маршрутов.

Изменения, о которых говорят в Росавиации, произошли еще в декабре 2020 года, однако жалобы на гул самолетов стали появляться только в 2021 году, причем массово уже летом. И этому, как оказалось, тоже есть свое объяснение.

Эффект пандемии

По мнению экспертов из авиаотрасли, 2020 год, как и начало 2021 года, отличались пониженным трафиком в воздушном пространстве, что было связано с закрытием ряда направлений. Говоря иначе, количество полетов было настолько невелико, что многие жители московского региона просто не заметили глобальных изменений. Исключение, по всей видимости, составляли только жители Подмосковья, чьи дома расположены в непосредственной близости от Шереметьево. Они, замечают эксперты, как раз первыми стали жаловаться на гул. А затем, по мере увеличения количества и регулярности полетов, на непривычное движение самолетов в небе стали обращать внимание и другие жители, в том числе и московских районов, чьи дома расположены в относительно приличном удалении от аэропортов.

«Неудивительно, что люди обратили внимание на не привычную для них траекторию полетов воздушных судов, ведь до этого несколько десятилетий существенных изменений, ну разве что в количестве судов, регулярности полетов и т.д., практически не было. Москва росла, авиасообщения развивались, но в какой-то момент потребовались кардинальные изменения, которые невозможно провести как-то плавно, внедряя их не сразу, а в течение нескольких лет. Отсюда и недовольство, так как непривычно, а иногда действительно некомфортно», - заметил сотрудник аэропорта Шереметьево.

Знали, но внимание не обращали

То, что для многих жителей Москвы и Подмосковья стало неожиданным сюрпризом, было известно довольно давно. Еще в декабре 2019 года, занимающий на тот момент пост вице-премьера и отвечающий за транспорт Максим Акимов предупреждал о новой структуре воздушного пространства над Москвой и даже называл точную дату «глобальных» изменений. Так, по словам Акимова, новая структура должна заработать 3 декабря 2020 года, что и произошло.

«Один из самых важных и перспективных вопросов - утверждение новой структуры воздушного пространства московской воздушной зоны. Мы имеем на сегодняшний день модель, которая формировалась в 70-х годах прошлого века. С 2011 года мы ведем работу по созданию новой модели. Она завершена. Сегодня правкомиссия утвердила новую структуру воздушного пространства, которая позволит значительно уменьшить задержки в движении воздушных судов, существенным образом уменьшить расход топлива, повысить безопасность, на десятки процентов облегчить работу диспетчеров», - цитировало ТАСС Акимова.

Спустя некоторое время, ряд небольших специализированных СМИ и экспертов стали отмечать, что новая схема гипотетически может быть воспринята жители отдельных населенных пунктов крайне негативно, так как раньше их дома находились в отдалении от маршрутов воздушных судов. Впрочем, особого продолжения данная тема не нашла, на что вновь повлияла пандемия, оттянувшая на себя все внимание и большинство информационных потоков.

Тем не менее, это не означает, что жалующиеся на гул самолетов москвичи и особенно жители Подмосковья сами виноваты в своих бедах, так как не забили тревогу заранее. Официальные ведомства реагируют на многочисленные обращения спокойно, уверяя, что новые изменения полностью соответствуют текущим российским законам.

Перспективы туманны, придется привыкать

Как рассказал порталу Крылатское.ру житель Подмосковного города Лобня (расположен в 15 км к северу от московского МКАД – прим. ред.) Павел Туманов, он входит в число жителей, написавших уже несколько обращений в Росавиацию, Роспотребнадзор, Прокуратуру и даже Администрацию президента, однако проблема не только не решена, но и продолжает усугубляться.

«Реакция на наши обращения есть, но она не такая, как мы ожидали. В большинстве случаев нам отвечают, что все в рамках закона, уровень шума не критичен, да и сделать ничего нельзя. Ну а то, что мы уже давно нормально не можем не только спать, но даже просто находиться на улице, это уже никого не волнует», - отметил собеседник.

По его словам, первые проблемы появились как раз в 2019 году, после ввода в эксплуатацию третьей взлетно-посадочной полосы Шереметьево. И первое время, замечает Туманов, жители старались как-то привыкнуть.

«Затем наступил 2020 год, шум от самолетов, как и количество самих воздушных судов, значительно уменьшилось, и мы немного расслабились. Но затем число рейсов стало увеличиваться, причем довольно резко. Постоянный гул мешает и днем, и ночью, хотя нас уверяют, что в ночные часы полеты не осуществляются, но мы периодически слышим их и в ночное время», - добавляет житель Лобни.

По словам Ольги Карповой, проживающей в столичном районе Митино, у нее есть ответ из управления президента по работе с обращениями граждан и организаций, в котором отмечается, что полеты самолетов над жилыми районами не противоречат законам РФ.

Аналогичный ответ есть и у Павла Туманова, в котором также указывается, что ограниченность воздушного пространства Московского узлового диспетчерского района (МУДР) не позволяет «провести» маршруты вылета и посадки за пределами границ населенных пунктов.

«Примерно то же самое отвечают нам и в Росавиации и в аэропорте Шереметьево, куда мы также обращались», - резюмирует собеседник портала.

По словам представителей авиаотрасли, вернуться к прежним, а, значит, более привычным схемам, сейчас невозможно, хотя определенные локальные изменения провести можно. Например, изменив расписание, вычеркнув из ночного графика самолеты с повышенным уровнем шума. Однако полностью запретить летать по ночам не представляется возможным.

Сейчас, по словам страдающих от гула жителей, надежда только на Роспотребнадзор, куда также было отправлено несколько жалоб. По некоторым данным, управление Роспотребнадзора по Московской области уже обратилось в региональную прокуратуру «для принятия мер прокурорского реагирования». По данным ведомства, авиационные власти не провели «реальных мероприятий», чтобы снизить шум самолетов. Об этом, в частности, писала газета «КоммерсантЪ», отмечая, что подмосковный Роспотребнадзор действительно проводил измерения шумового фона и в результате направил материалы в прокуратуру.

Тем не менее, большинство жителей скептически относятся к подобным мероприятиям, отмечая, что кардинально ситуация не изменится и к новым реалиям как-то придется приспосабливаться.

Согласно информации, которая распространяется по разным районным группам в социальных сетях, наибольший дискомфорт новая схема полетов (если брать в расчет только районы Москвы – прим. ред.) доставляет жителям Митино. Определенные неудобства испытывают жители отдельных домов в Строгино, Крылатском, Солнцево и даже Кунцево. При этом, на непривычное движение самолетов в небе обратили внимание практически все жители районов Северо-западного, Западного и Юго-западного административных округов. Впрочем, это не означает, что воздушные суда мешают жителям этих районов из-за повышенного или изменившегося шума. Многие об этом в своих постах не отмечают, говоря только о непривычной траектории полетов.

Хуже ситуация обстоит в Подмосковье и так же по западному и северо-западному направлению. Там жители уже давно обсуждают как изменившиеся маршруты полетов, так и возросший шум.

Читайте «Крылатское.ру»

в «Telegram»

Опрос недели

Как вы относитесь к замене бордюров на Осеннем бульваре?