Новости

 | Воскресенье, 06 июня 2021 18:31

Человейник, едальня и корнер. Яндекс и Институт русского языка выделили слова, которые употребляют только в столичном регионе

Аналитики Яндекса совместно с экспертами Института русского языка им. В.В. Виноградова составили список диалектных слов (слова, употребляемые только жителями той или иной местности – прим. ред.), которые используются жителями в разных регионах России. Для москвичей и жителей Подмосковья свойственно четыре необычных слова, среди которых человейник и едальня.

«Мы попробовали составить список таких слов - не претендующий на полноту, но хотя бы дающий представление о региональном разнообразии русского языка. Для этого использовали данные блог-платформы Яндекс.Дзен: изучили статьи и комментарии 6 млн пользователей из всех регионов России, в общей сложности - 11 млрд словоупотреблений. А потом вместе с лингвистами из Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН отобрали самые интересные слова и дали им определения», - отмечают в Яндексе.

В результате, в список вошли удивительные, по своему произношению, и в то же время очень точные по смыслу слова, которые свойственны именно жителям тех или иных регионов.

Так, например, в Москве и Московской области специалисты выделили четыре, что сравнительно немного, нетипичных слова, которые совершенно не свойственны для жителей других российских регионов. Слово «человейник», что в буквальном смысле означает большой многоквартирный дом, употребляют в обиходе только москвичи и жители Подмосковья.

В исследовании не отмечается, что стало причиной появления этого слова, хоть и приводится пример его использования. Как правило, используется оно при описании жилых домов многоэтажной постройки, возведенных по реновации. Именно такие дома, или человейники, в последние несколько лет стали появляться во многих столичных районах, а также городах Подмосковья.

Еще одно не типичное для жителей других регионов России, но свойственное для москвичей, стало слово «едальня», что означает любое заведение общепита, будь то кафе, бар или дорогой ресторан. При этом, как и слово человейник, оно используется, как правило, в уничижительном смысле. По всей видимости, его появление связано с наличием в Москве и области большого количество разных «забегаловок», которые, по большей части, не отличаются друг от друга.

Третье слово, которое выделили в Яндексе, также имеет отношение к торговле и отчасти общепиту. Речь идет о слове «корнер» - отдельный павильон, торговая точка или стенд в большом магазине или торговом центре. Однако данное понятие чаще встречается в разговорах у жителей не только Москвы и Московской области, но и Томской области.

А вот слово «обплеваться», то есть испытать или выразить крайнее недовольство, часто употребляют как москвичи, так и жители Пензенской, Рязанской, Самарской, Саратовской и Тульской областей. В других регионах оно особенно не употребляется.

Впрочем, отмечают в Яндексе, это не означает, что жители других регионов не испытывают в повседневной жизни недовольства. Дело в том, что у них в регионе есть свое собственное слово, описывающее те же эмоции. Например, жители Владимирской, Ивановской, Нижегородской и Ярославской областей говорят не «обплеваться», а «исплеваться». В Санкт-Петербурге и Ленинградской области предпочитают говорить «переплеваться», что также означает крайнее недовольство.

С полным списком слов можно ознакомиться по ссылке.

Читайте «Крылатское.ру»

в «Telegram»

Опрос недели

Как вы относитесь к замене бордюров на Осеннем бульваре?