Первые упоминания о секретном метро специального назначения, ветки которого будут использоваться для эвакуации высших чинов государства, стали появляться в начале 90-х годов. Это неудивительно, так как именно в те времена все, что связано с секретностью бывшего Союза Социалистических Республик, вызывало неподдельный интерес и любопытство. Впрочем, такой спрос на «секретную» и, по большей части, «фантастическую» информацию породило огромное количество фейков. В результате, понять, что правда, а что вымысел журналистов уже не представляется возможным.

И, тем не менее, секретное метро, если верить запросам Яндекс Wordstat, все еще продолжает волновать многих пользователей интернета. Портал Крылатское.ру решил рассказать о ветке этого таинственного метро, которая, согласно одной из легенд, как раз проходит по территории района Крылатское. Эта ветка, четвертая по счету, стала последней из существующих в многочисленных рассказах, как бы завершая собой все истории о создании в Москве и Подмосковье правительственного секретного Метро-2.

ТСМП или Метро-2

Как уверяют многочисленные исследователи подземной Москвы начала 90-х годов, а также журналисты изданий, писавших о самой невероятной легенде столицы, секретное, или правительственное, метро имеет вполне официальное название – транспортное сооружение мобилизационного предназначения, или ТСМП. Но такое обозначение не очень хорошо смотрелось на страницах газет, журналов и романов, поэтому секретное метро стали для красоты называть Метро-2.

Фрагмент карты с Метро-2 из ежегодного издания Министерства Обороны США за 1991 год

© Military FT | Фрагмент карты с ветками Метро-2 из ежегодника Минобороны США

Данный термин в обиход ввел писатель и сценарист Владимир Гоник, впервые использовав его в 1992 году в опубликованном им романе «Преисподняя». Как признался Гоник, исследованием подземной Москвы, в том числе и секретного метро, он занимался почти 20 лет. Но в романе, подчеркивал писатель, некоторые данные он все-таки исказил, хотя в целом картину о секретном метро и бункерах передал.

В дальнейшем, многочисленные диггеры, писатели, историки-исследователи дополняли информацию, которая в итоге разрослась до таким объемов, что уже было сложно понять, что является правдой, а что вымыслом.

Существует ли Метро-2 на самом деле

На этот вопрос ответить невозможно как раз по той причине, что официальных документов не существует. Впрочем, это и неудивительно, так как объект не просто военный - он еще и сверхсекретный. Вместе с тем, некоторые упоминания о нем можно все-таки отнести к официальным, а, значит, и признающим само существование секретного метро в Москве.

Так, в 2004 году руководитель протокола президента СССР Михаила Горбачева и первого президента России Бориса Ельцина Владимир Шевченко фактически первым из бывших высших государственных чиновников подтвердил факт наличия в Москве секретного метро. По его словам, количество сведений о числе подземных коммуникаций сильно преувеличены, но при Сталине действительно была построена одноколейная ветка от Кремля до так называемой ближней дачи в Волынском (бывшее село к западу от Москвы, на берегах реки Сетунь, вошедшее в состав города в 1960 году – прим. ред.). «Сегодня ни дачей, ни веткой метро не пользуются», - отметил Шевченко.

О «Метро-2» в своих речах также упоминали: вице-премьер и министр в правительстве Бориса Ельцина Михаил Полторанин, руководитель независимого профсоюза московского метрополитена Светлана Разина и даже экс-начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев, отметивший, что он бы сильно удивился, «если бы его не существовало».

Таким образом, предположить, что Метро-2 существует на самом деле, можно, а вот его размеры, а также точное месторасположение веток весьма затруднительно.

Четыре ветки Метро-2

В настоящий момент существует информация, так же не проверенная и не подтвержденная официально, о четырех ветках секретного метро. Три из них берут начало в центре города, фактически под Кремлем, что, в общем, неудивительно. Четвертая является ответвлением от одной из уже существующих и ведет в Барвиху и Власиху.

Вообще, ветки Метро-2 строились не только по принципу эвакуации из Кремля за город, а как некая система, соединяющая разные военные и специальные объекты, расположенные в столице. Иными словами, они были не предусмотрены для каждодневных поездок «на дачу» высших лиц государства. Именно по этой причине четвертую ветку в Барвиху считают, скорее, вымыслом, чем правдой.

На единственной существующей в интернете карте секретного метро видно, что ветки уходят по трем направлениям. Первая, строительство которой началось еще при Сталине, а завершилось в 1967 году, ведет в правительственный аэропорт Внуково-2 и имеет на своем пути несколько станций, находящихся на ряде секретных и значимых гражданских объектов. По имеющейся, но неподтвержденной информации, данная ветка была построена в два этапа. При реализации первого этапа, была построена относительно не большая по протяженности линия, заканчивающаяся где-то в районе Раменок. Ее строительство было завершено в 1954-1955 годах. Именно эта ветка обладает самым большим количеством невероятных легенд, начиная с того, что спуск на нее был чуть ли не в каждом номенклатурном доме в центре столицы, и заканчивая наличием целого подземного города в Раменках.

Затем данную линию «продлили», сделав еще и запасной объездной путь, захватывающий ряд секретных объектов, уже до правительственного аэропорта. Протяженность всей линии составляет 27 км.

Вторая ветка была сдана уже в 1987 году и имеет протяженность порядка 60 км. Ведет она в правительственный пансионат «Бор», где, как уверяют многочисленные источники, располагается запасной командный пункт Генштаба.

Третья ветка также была полностью достроена к 1987 году и ведет в сторону поселка Заря Балашихинского района. Там, по некоторым сведениям, находился военный городок.

Существует версия, что вторая и третья ветка Метро-2 — это на самом деле одна единая система, пронизывающая Москву с юга на восток или с востока на юг, но непременно проходящая через центр и множество секретных и специальных объектов города.

Четвертая ветка считается самой молодой, так как ее строительство завершилось в 1997 году. Идет она в западном направлении и заканчивается в поселке Барвиха. На его территории, как принято считать, есть крупный укрепленный бункер для высших лиц государства.

Дом Ельцина на Осенней улице

© Крылатское.ру | Дом Ельцина на Осенней улице

Фактически, ветка №4 секретного метро стала последней не только с точки зрения строительства подобных транспортных сооружений мобилизационного предназначения на территории города, но и в многочисленных историях о Метро-2. Иными словами, эта ветка положила конец исследованиям и открытиям линий секретного метро. Дальше информация только уточнялась, обрастая некими подробностями уже опубликованных «фактов» и «вымыслов», но никак не порождая новые.

Секретное метро в Барвиху

Четвертая линия секретного метро является ответвлением от самой первой линии, сданной в эксплуатацию в 1967 году и ведущей к правительственному аэропорту Внуково-2. Почему появилась эта линия, доподлинно неизвестно. По некоторым данным, ее в обиход в конце 90-х годов ввел Юрия Зайцев, опубликовав карту секретного Метро-2, на которой внезапно появилась та самая линия в Барвиху. Как считают некоторые исследователи, Зайцев сделал это специально либо стараясь привлечь внимание к столичной легенде, которая теряла популярность, либо чтобы по заказу специально дезинформировать публику. Впрочем, есть и те, кто уверены в существовании линии №4.

Существует мнение, что четвертая линия на самом деле не задумывалась как ветка в Барвиху. Ее основное назначение – эвакуация ряда жителей из района Крылатское, который изначально задумывался как место жительства людей, имеющих отношение к высшим эшелонам власти. Именно по этой причине весь район буквально пронизан всевозможными бункерами, бомбоубежищами и т.д. Предполагалось, что, в случае опасности, «непростые» жители через систему бункеров будут попадать на секретную линию Метро-2 и затем уезжать по одному из существующих направлений, например, в сторону правительственного аэропорта Внуково-2 или пансионата «Бор».

Только в начале 90-х годов, после развала СССР, первый президент России Борис Николаевич Ельцин решил продлить ветку как раз к своей резиденции в Барвихе, где на тот момент был построен укрепленный бункер. Данное мнение подкрепляется еще и тем, что именно район Крылатское и, в частности, дом на Осенней улице, он выбрал в качестве своего места проживания.

Также, по неподтвержденной информации, между домом Ельцина и Рублевском шоссе располагается секретный, но выдающий себя по многочисленным воздушным шахтам, специальный бункер ГО А-50. По этой причине, считают исследователи, перед домом Ельцина находится целое поле без каких-либо построек, что редкое явление для бурно застраивающейся Москве.

Один из воздуховодов предположительно над бункером ГО А-50 напротив дома Ельцина

© Крылатское.ру | Вентиляционная шахта (предположительно) над бункером ГО А-50

Предполагалось, что высокопоставленные жители дома на Осенней улице через бункер будут попадать на четвертную линию секретного метро, откуда могут добраться практически до любого секретного объекта как в Москве, так и в Подмосковье, в том числе и до дач в Барвихе.

Четвертая линия, имеющая неофициальное название «Ельцинская», идет вдоль Рублевского шоссе и, не доходя до ныне существующего МКАД, резко уходит на юго-запад, как раз в сторону Барвихи. Данный «изгиб» объясняется еще и необходимостью «протянуть» линию через Центр сердечно-сосудистой хирургии, который располагается по адресу: Рублевское шоссе, дом 135. Там же есть и ряд других медучреждений, в том числе и для высших лиц государства.

Как считают исследователи, то, что под Рублевским шоссе проходит линия «Метро-2», доказывают многочисленные вентиляционные шахты. По идее, их можно отнести не к секретному метро, а к многочисленным бомбоубежищам, в том числе и бункеру ГО А-50. Однако, как замечают любители легенд о Метро-2, многие из них расположены в местах, где никаких бомбоубежищ нет, например, на окраине леса, рядом с которым проходит Рублевское шоссе. В лесу, как известно, никаких строений нет, а, значит, наличие там бомбоубежищ маловероятно.

Вентиляционные шахты на окраине леса в Крылатском

© Крылатское.ру | Вентиляционная шахта на окраине леса в Крылатском

Подобные вентиляционные шахты как бы протянуты по прямой вдоль автомобильной дороги и обрываются как раз в том месте, где на карте Юрия Зайцева отмечен «уход» линии №4 секретного метро на юго-запад в сторону Барвихи.

Как бы там ни было, но данная информация о четвертой ветке Метро-2 имеет прямое отношение к району Крылатское, считаясь одной из его удивительных и завораживающих легенд.

В статье использовалась переработанная иллюстрация из книги Матвея Гречко «Засекреченные линии метро Москвы в схемах, легендах, фактах».

Читайте «Крылатское.ру»

в «Telegram»

Опрос недели

Вам нужен отдельный контейнер для вторсырья на мусорных площадках у дома?