Живописный мост, также известный, как мост в Серебряном Бору, был открыт 27 декабря 2007 года, в один день с Северо-Западным тоннелем, другим не менее значимым транспортным объектом в Крылатском. Основная цель данной постройки - соединить район Крылатское с Серебряным бором, разгрузив, таким образом, улицу Нижние Мневники и находящиеся на этой транспортной артерии сразу два моста: Крылатский и Новый Карамышевский. Хотя, по большому счету, мост в Серебряном Бору стал некой альтернативой для автовладельцев, которым ранее приходилось делать довольно большой крюк, добираясь из района Хорошево-Мневники до Крылатского и обратно.

В группах социальных сетей до сих пор не утихают споры относительно того, справедливо ли приписывать именно району Крылатское это транспортное сооружение. Многие пользователи крайне негативно реагируют на словосочетание «Живописный мост в Крылатском», считая, вполне справедливо, что он находится вне границ района. Впрочем, если не отмерять буквально «с линейкой» эти самые границы, то можно сказать, что мост расположен как раз на рубеже двух административных территорий. Поэтому мост в Серебряном Бору все-таки можно ассоциировать с районом Крылатское, что многие и делают, изображая его в качестве одного из символов.

Рекорды и гордость

На момент строительства это был самый высокий мост в Европе подобного типа. А по своей красоте он запросто мог соперничать с такими «транспортными» достопримечательностями, как «Золотые ворота» в Сан-Франциско.

С инженерной точки зрения мост в Крылатском не имеет мировых аналогов. Особенности моста - в его пролетах, которые подвешиваются к опоре с помощью металлических тросов, называемых профессионалами «вантами». Подобных сооружений в России немного, как и в Европе.

Но даже эти конструктивные особенности не самое уникальное в Живописном мосту. Дело в том, что он расположен не поперек реки, как обычно, а вдоль. Такое нетипичное расположение моста хорошо видно, если изучать его по карте.

Спутниковый снимок Живописного моста от компании Яндекс

© Крылатское.ру | Спутниковый снимок Живописного моста от компании Яндекс

Этот весьма оригинальный подход к строительству вызван особенностью местности, ведь по обоим берегам реки расположены особо охраняемые природные территории, поэтому просто «перекинуть» мост с одного берега на другой было нельзя. Кроме того, возникла необходимость обеспечить больший радиус кривых для комфортного движения автомобилей на скорости до 100 км/ч. В противном случае, перед мостом автотранспорту пришлось бы входить в довольно крутой поворот, что вызывало бы дорожные заторы. И, наконец, последнее, что предъявлялось проектировщикам – не мешать судоходству.

Изначально, на предпроектной стадии, было предложено несколько вариантов строительства моста через реку. В основном, это были неразрезные балочные конструкции, которые также обеспечивали все требования, включая судоходство по реке Москва и луке Хорошевского спрямления. Были предложены и варианты вантовых мостов, один из которых, разработанный НПО «Мостовик», и стал основным. Хотя именно этот проект, по некоторым данным, был подвергнут большому количеству критических замечаний и, прежде всего, из-за его стоимости. Она разительно отличалась от других предложений. В дальнейшем, по требованию Мосгосэкспертизы и Главгосэкспертизы, в проект были внесены некоторые изменения, которые и позволили все-таки построить Живописный мост.

Технические особенности

Как уже отмечалось, пролеты моста крепятся к опоре (арке) с помощью металлических тросов, которые называются «вантами». Именно поэтому мост в Серебряном бору называют еще вантовым. По обе стороны моста, за исключением самого вантового пролета, установлены шумозащитные экраны.

Высокий интерес для знатоков строительной отрасли представляет концепция подвеса и опоры пролетного строения. Веерная система вант позволила не закреплять жестко пролетное строение в продольном направлении, как это принято в классических вантовых мостах, в результате чего мост получил возможность раскачиваться как качели. Однако, в целях безопасности, для исключения неконтролируемых колебаний, в Германии были разработаны и изготовлены два гигантских масляных амортизатора, которые установлены на одной из опор моста (опора №1). На пролете 830 метров установлено всего два деформационных шва, с рекордным для России рабочим диапазоном - 1300 мм.

Арка Живописного моста

© Крылатское.ру | Арка Живописного моста

Арку моста выполняли навесным способом, без временных опор и оттяжек. При соединении элементов использовали высокопрочные болты. При изготовлении и монтаже конструкций, как сообщают многочисленные источники, была обеспечена просто фантастическая точность сборки с допустимым отклонением всего 3 мм.

Некоторые особенности есть и у фундамента Живописного моста. Он выполнен на буровых сваях диаметром 1.5 метра и длиной от 20 до 40 метров. Опираются они на прочные известняки, при этом из-за характерных особенностей данного района Москвы, на всех сваях выполнена цементация известняков в целях заполнения возможных карстовых пустот. Каждый из фундаментов пилона опирается на 60 свай длиной по 40 метров, 12 из которых расположены под наклоном для лучшего восприятия распора арки. Сваи объединяются монолитными распорками, на которых возведены монолитные опоры.

Длина мостового перехода составляет 1 460 метров, ширина - 37 метров, при этом длина основного пролета - чуть более 409 метров. Пролет арки - 182 метра, а высота - 105 метров. Число вант, согласно документам, составляет 72 штуки. От поверхности воды до проезжей части - около 30 метров.

Сам Живописный мост, точнее, практически все его наземные конструкции, имеют ярко-красный цвет. По некоторым сведениям, на стадии рассмотрения проекта, красный цвет не впечатлил комиссию, которая рассматривала другие, более классические варианты окраски. Тем не менее, в итоге остановились на ярко-красном и, в общем, не прогадали.

Загадочная «тарелка» на Живописном мосту

Как только Живописный мост был открыт, многие обратили внимание на расположенное в верхней части арки некое строение эллипсоидной формы, или, говоря простым языком, «тарелку». Именно она практически сразу добавила и без того знаменитому мосту дополнительную славу. Дело в том, что ее никак не могли открыть, а в СМИ с завидной регулярностью стали появляться разные предположения, что в итоге там будет открыто. Среди самых популярных можно увидеть ресторан, смотровую площадку, ЗАГС и даже аттракцион.

Капсула Живописного моста

© Крылатское.ру | Капсула Живописного моста

Изначально, если изучить историю публикаций в СМИ, там планировали открыть ресторан, совмещенный со смотровой площадкой. Виды, которые открываются из этой «тарелки», действительно впечатляют. Однако спустя некоторое время от этой идеи отказались. Причина, как это ни смешно звучит, в невозможности организовать «бытовые процессы». Говоря иначе, подвести воду, которая нужна в большом количестве для тех же туалетов и приготовления блюд. Кроме того, отходы, которые, конечно, будут образовываться, необходимо как-то удалять. Так как тарелка расположена непосредственно над проезжей частью, для выноса мусора нужно будет использовать специальные подъемники (лифты), которые необходимы также для подъема и спуска гостей. Это означало бы разделение лифтов на два типа: для гостей и для бытовых нужд, что было бы расточительно, так как места для организации большого количества подъемников просто нет. Изначально, при конструировании моста об этом просто не подумали.

Затем, в СМИ появилась информация об открытии только смотровой площадки, без ресторана. Но и эта идея пришлась не по вкусу столичным властям. Смотровая площадка в Останкинской телебашне это одно, за подъем на такую высоту люди готовы платить. Но Живописный мост, несмотря на свою красоту, все-таки не такой высокий, поэтому толпы желающих подняться на мост за деньги, явно образовываться не будут. Необходимо было что-то еще, а сама смотровая на Живописном мосту могла идти в качестве дополнения.

В последнее время в СМИ стала появляться информация о том, что на Живописном мосту будет открыт ЗАГС. Этот вариант в настоящий момент выглядит наиболее оптимальным. Лифты, которые расположены по двум сторонам арки, справятся с количеством «новобрачных» и даже перевезут их гостей. Смотровая площадка будет играть роль дополнительного элемента и использоваться, например, для фотосессий.

Впрочем, и этот вариант пока никак не реализуется. По всей видимости, и в нем есть какие-то моменты, которые не позволяют открыть ЗАГС на Живописном мосту.

Что же касается версии с аттракционом, то она возникла практически сразу после открытия парка «Сказка», который расположен буквально в 100 метрах от знаменитой арки, а, значит, и «тарелки». Но этот вариант выглядит совсем нереалистичным, исходя из того, на кого ориентируется сам парк «Сказка». Придумать аттракцион, в котором бы могла быть задействована капсула Живописного моста, практически не реально, если не рассматривать экстремальные развлечения.

Читайте «Крылатское.ру»

в «Telegram»

Опрос недели

Как вы относитесь к замене бордюров на Осеннем бульваре?