Принято считать, что первые секонд-хенды появился в Англии в начале 40-х годов прошлого столетия. Правда, изначально это был не магазин, а некий «перевалочный пункт», куда зажиточные англичане сдавали поношенную одежду и обувь, предназначавшуюся для участников французского сопротивления в борьбе с немецкими оккупантами. Действительно, официально термин «second hand», что в переводе означает буквально «вторая рука», документально появился именно тогда. Однако это только второй эволюционный этап развития целой отрасли, старт которой на самом деле дала английская правящая элита.

Weekend изучил историю развития секонд-хенда, разделив более чем столетнюю историю на три основных этапа, из которых самым интересным оказался последний – третий, в котором нам всем посчастливилось жить.

Первый этап. С барского плеча

Начавшаяся еще в 18 веке и продолжавшаяся вплоть до середины 19 промышленная революция перевернула с ног на голову само понятие «ручного труда». В этот период, ручное производство отдельных видов товаров постепенно сменялось на машинное или автоматизированное. Но как это ни парадоксально, именно в это же время отдельные виды товаров, произведенные руками, а не на станках, стали цениться гораздо выше, чем прежде.

Речь, в основном, шла о товарах повседневного спроса: одежда, обувь, мебель, различные аксессуары вроде часов и т.д. Считалось, что подобные вещи, сделанные исключительно руками, более качественные, а, соответственно, и их стоимость была куда выше, чем, например, «массовый» товар, вышедший из-под пресса или станка. При этом, подобные вещи еще и производились из более качественных материалов, которые мастер выбирал собственноручно, искал своих проверенных поставщиков, так как дорожил своим именем.

Подобные товары, сделанные еще и руками мастеров с именем, могли себе позволить только зажиточные граждане. Именно в тот самый момент, когда качественные и буквально эксклюзивные вещи были достоянием очень богатых людей, и зародилась эпоха секонд-хенда.

Своим появлением она обязана английскому двору, или, проще говоря королям, принцам, герцогам, маркизам, графам, виконтам и баронам. В качестве какой-то награды они могли отдать «с барского плеча» какую-то свою вещь, ту же самую одежду, что иногда выходило куда дороже, чем денежное вознаграждение. При этом, например, подаренный плащ или пальто сразу возрастали в цене еще и потому что его буквально вчера носил сам король или барон.

Обычно такие вещи дарились придворным, не имеющим какого-то даже самого низкого титула или звания. Тем, кто находился на иерархической лестнице чуть выше, дарились драгоценности, например, кольца, но также снятые с пальца, а не купленные специально для подарка. Подобные презенты и стали называть «second hand», или «вторая рука» после того же короля.

Примечательно, но подобный жест доброй воли российские, а до этого советские зрители могли наблюдать в знаменитом многосерийном телефильме режиссера Игоря Масленникова «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». В третьей части этого мини-сериала под названием «Собака Баскервилей», приехавший из Америки сэр Генри Баскервиль подарил свою шубу дворецкому Бэрримору, так как знал, что подобные подарки в Англии считаются хорошим тоном и знаком особого уважения.

Второй этап. Великая депрессия и обноски

Вторую жизнь секонд-хенду подарила уже великая депрессия в США, которая началась с биржевого краха в 1929 году прошлого столетия и длившаяся без малого десять лет. Массовое обнищание населения, а также большое количество мигрантов вызвали высокий спрос на старую, поношенную одежду, так как новую позволить себе могли немногие.

Впрочем, в этот период секонд-хенд полностью растерял былое английское величие, так как под этим названием стали понимать буквально все поношенные и старые вещи, принадлежавшие до этого кому угодно, только не английской или европейской знати.

Поношенная одежда и обувь, а иногда их называли обносками, стоили очень дешево и пользовались крайне высоким спросом, поэтому предприимчивые американцы стали открывать магазины, которые затем объединялись в сети, превращаясь в крупный бизнес. Но начиналось все с обычных повозок, где стопками валялись старая обувь, штаны, рубашки и т.д. Естественно, все это предварительно никак не дезинфицировалось.

Великая депрессия

© Frank Meadow Sutcliffe / Getty Images

Подобный секонд-хенд, с одной стороны, помог обнищавшему населению одеваться хоть во что-то и экономить, но, с другой стороны, придал самому понятию секонд-хенд некий негативный оттенок, как бы говоря о второсортности и вещей и людей, их приобретающих.

Ситуация стала меняться только в сороковых годах 19 столетия, чему вновь поспособствовала Англия. Именно там стали создаваться специальные «перевалочные пункты», куда зажиточные англичане приносили свою одежду, кстати, не всегда ношенную, которую затем отправляли участникам французского сопротивления, оказывавших отпор фашистским оккупантам. По всей видимости, тогда секонд-хенд стал восприниматься не только как бывшая в употреблении одежда и обувь, но и как некий акт благотворительности. А это уже имело не негативный оттенок.

Уже после войны, в 50-х годах, секонд-хенд вновь вернулся в США, правда, уже не как что-то второсортное, а как целая отрасль, где можно купить не просто поношенные вещи, а, скорее, эксклюзивные, от-кутюр, но по бросовым ценам. Отчасти, этому поспособствовала и мода на винтаж.

Аналогичная отрасль стала бурно развиваться и во многих европейских странах, как и в самой Англии.

Что же касается России, то сюда секонд-хенд пришел в начале 90-х годов и с каким-то непонятным оттенком. С одной стороны, подобные магазины старались преподносить себя как некое место, где можно купить просто качественную одежду из США или Европы. Но, с другой стороны, все это вызывало у населения какое-то недоверие и ощущение «обносков». На самом деле, проблема в том, что предлагаемые тогда вещи были самым обычным ширпотребом, который в западных странах стоил копейки и до «секонд-хендов» там просто не доходил. Такие вещи выбрасывали на помойку или раздавались бездомным. Но у нас в начале 90-х все было перевернуто с ног на голову.

Третий этап. Спасение планеты

Развитие технологий производства, новые материалы, дешевая рабочая сила в странах, как принято говорить «третьего мира», привели к тому, что одежда и обувь к началу 2000-х годов стала доступна всем без исключения. Даже люди относительно бедные могли позволить себе далеко не одну пару обуви. Подобные товары были не первоклассного качества и точно не от известных и дорогих брендов, но и не настолько плохими, чтобы ими пренебрегать.

Такая доступность привела к тому, что люди стали менять одежду не по факту ее износа, а по желанию, например, от сезона к сезону, под настроение и т.д. При этом, «старую» одежду было проще выкинуть на помойку, так как спроса на нее даже в секонд-хендах просто не было. Цена на новую настолько мала, что перепродажа старой становилась невыгодной.

Именно в этот момент, вначале в Европе, а затем и в США, стала набирать популярность экологическая повестка и так называемое «осознанное потребление». Более того, одновременно с этим, многие зажиточные американцы и европейцы, как и россияне, стали вновь отдавать предпочтение не ширпотребу, а качественным и даже эксклюзивным брендовым вещам. Иными словами, те, кто заботился об экологии, старались покупать вещи реже, носить их дольше, чтобы не загрязнять планету. Те, кто ценил именно качество, также предпочитали покупать не «100» вещей, забивая ими шкафы, а одну-две, но действительно стоящие, а, значит, надолго.

Изменения произошли и в магазинах секонд-хенд, а, точнее, в ассортименте товаров. На полках таких магазинах стали появляться действительно эксклюзивные, качественные, брендовые вещи, и при этом недорогие. Сами продавцы также изменили свое отношение к покупателям, так как среди их клиентов стали появляться не просто люди, не имеющие возможность купить новую одежду или обувь, а те, кто, скорее, заботится об экологии, предпочитая тратить деньги так, чтобы продлить жизнь старой вещи. Появились и свои поклонники и даже фанаты секонд-хенда, которые специально посещают только подобные магазины, охотясь за уникальными вещами и испытывающие гордость за то, что смогли купить качественную и брендовую вещь за дешево.

Кстати, в магазинах секонд-хенд продаются не всегда только подержанные или бывшие в употреблении вещи. Иногда производители «сдают» в подобные сети новые, но, например, в чем-то бракованные товары. При этом, браком может быть какая-то незначительная деталь: отсутствовать карман для расчистки (забыли) или даже криво пришитый ярлык. Оказывается, производителям дорогих брендовых вещей проще сдать брак в секонд-хенд, чем исправлять допущенную, пусть и незначительную, оплошность при изготовлении.

Российские секонд-хенды, правда, и тут имеют свою особенность. Дело в том, что секонд-хенд из Европы - привычное и понятное для подавляющего большинства россиян понятие, нежели если речь пойдет о секонд-хенде из России. Пока наши производители еще не доросли до того уровня, чтобы их товары шли на полки подобных магазинов. Именно поэтому любой крупный секонд-хенд, например, autlet.ru, реализует вещи, привезенные из Германии, Испании, Дании, Франции, Англии, Италии, Голландии и т.д., но никак не произведенные на отечественных предприятиях.

А вот в европейских странах и США, наоборот, наличие в ассортименте брендовых вещей собственных производителей является не просто привычным явлением, а даже какой-то необходимостью.

И напоследок...

В России под секонд-хендом понимается исключительно одежда и обувь, тогда как в западных странах секонд-хендом может быть все что угодно, например, подержанные часы или иной аксессуар, мебель и даже книга. Для таких вещей россияне придумали свое понятие – б/у или бывшие в употреблении. Впрочем, под понятие б/у могут попадать и винтажные вещи. Все дело в смекалке и креативе продавцов.

Еще одна особенность, которая присуща только России, как и некоторым странам на постсоветском пространстве, это еще и такое понятие как «сток одежды». В переводе с английского stock означает «запасы» или «складские остатки». В стоковых магазинах, как правило, продаются вещи, не реализованные по каким-то причинам классическим способом. Например, слишком большой или маленький размер, устаревшая коллекция и т.д. По сути, это тоже можно назвать секонд-хендом, хоть вещи ранее не носились, и у европейских покупателей диссонанс в сознании это бы не вызвало. Но не у российских. Именно поэтому крупные игроки, тот же «Аутлет», позиционируется как интернет-магазин секонд-хенд и сток одежды, а не просто секонд-хенд.

Поделись статьей с друзьями

Новое на weekend