История уличного освещения. От первых керосиновых ламп до многометровых мачт со стационарной короной
Согласно историческим документам, первое уличное освещение появилось еще в начале 15 века в Лондоне. Осветить некоторые улицы и дороги распорядился мэр города Генри Бартон, справедливо полагая, что такой подход значительно сократит уровень преступности. Спустя примерно 100 лет, уже жителей Парижа обязали вывешивать фонари у окон, которые выходят на улицу. Но настоящий прорыв, выведя уличное освещение действительно на новый уровень, совершил голландский государственный деятель Ян ван дер Хейден, который сумел инициировать установку 2.5 тысяч уличных фонарей, чтобы обезопасить жителей Амстердама, которые довольно часто падали в многочисленные водные каналы.
А вот что касается России, то здесь уличное освещение появилось только в 18 веке с подачи Петра I и вначале только в Санкт-Петербурге. В Москву фонари «пришли» значительно позже - в 1730 году, уже после смерти первого Императора Всероссийского.
Weekend изучил историю становления уличного освещения в России, которое за несколько веков трансформировалось от масляных ламп до электрических фонарей, способных осветить не только небольшой участок улицы, но и, как специализированные мачты со стационарной короной ВГН, крупнейшие спортивные объекты и даже целые поля.
Свет как привилегия
Развитие уличного освещения в России началось с Санкт-Петербурга, а, точнее, с Петропавловской крепости, на которую, по распоряжению Петра I, были вывешены фонари в знак победы над шведами под Калишем. Подобная подсветка, выполнявшая не только чисто эстетическую функцию, но еще и делавшая город чуть светлее, пришлась по душе Императору, который постепенно начал устанавливать стационарные светильники и на улицах тогдашней столицы. Правда, не так активно. Уже после смерти Петра I, императрица Анна Иоанновна распространила эту практику и на Москву. Таким образом, первое уличное освещение в Москве появилось в 30-х года 18 века, что несколько позже, чем это было в некоторых европейских городах.
Уже к концу 60-х, количество светильников на улицах города достигло хоть какого-то значимого по тем временам числа. Около 600 фонарей освещали в ночное время улицы Москвы, чего, впрочем, было по-прежнему недостаточно. При этом сами светильники работали на конопляном масле, поэтому нещадно чадили и были крайне тусклыми. Тем не менее, к началу 80-х все того же 18 века, их число увеличилось до 3.5 тысяч штук, а к началу 19 века - уже к 6.6 тысяч штук, что требовало больших ресурсов по их обслуживанию.
Примечательно, но примерно в то же время, столичные власти решили использовать в светильниках более эффективный хлебный спирт, который и горел ярче, и расход был куда меньше. Однако эта инновация обернулась полным крахом. С наступлением темноты, большинство светильников на хлебном спирте переставали гореть, так как их активно опустошали желающие выпить «на халяву» прохожие. Не помогало даже добавление в спирт керосина и нефти. Жидкость продолжали активно употреблять внутрь.
Вместе с тем, такое отношение москвичей к уличному освещению подтолкнуло власти вначале к переходу на керосиновые горелки, а затем и на газовые, которые к концу 19 века активно использовались во многих европейских городах.
В это время определенную роль в уличном освещении сыграла английская фирма «Букье и Гольдсмит», построившая в Москве газовый завод, от которого была проведена труба почти к трем тысячам газовых светильников. По задумке английских предпринимателей, их услугами должны были пользоваться и частные компании, что формировало основную часть выручки. Но этот бизнес-план не сработал. Москвичи, когда речь заходила об освещении, например, тех же трактиров, предпочитали использовать фонари со свечами, что было и дешевле и более привычно в плане обслуживания. В результате, фирму «Букье и Гольдсмит» ждал фактически крах на столичном рынке. Спасти компанию от полного разорения смогли только московские власти, которые выкупили газовый завод и начали развивать газовое освещение уже полностью за счет городского бюджета.
Такие светильники просуществовали в Москве до 1932 года. Причем были они уже фактически параллельно с электрическими, которые начали постепенно появляться с 80-х годов еще 19 века.
ГОЭЛРО
Впрочем, как и при Петре I, электрическое освещение первое время использовалось, скорее, локально, а не более или менее массово. Электрическими лампочками освещали площади перед центральными храмами и колокольни, тогда как на улицах безраздельно господствовали газовые фонари. Причина в крайне дорогих лампочках накаливания, которые закупались исключительно за границей.
Но по мере технологического прогресса, электрическое освещение отвоевывало не только улицы, но и жилые дома. Так, в 1897 году, в торжественной обстановке была открыта первая центральная электростанции на Раушской набережной, которая функционирует до сих пор, снабжая электричеством и Кремль и Государственную думу.
Но дальнейшее развитие электрификации городских улиц, как и жилых домов, пришлось вынужденно прервать. Революции и войны откинули Россию на несколько десятилетий назад, в результате чего об освещении улиц даже газовыми светильниками речи уже не шло. Все массово стали переходить на керосиновые горелки, и то, если удавалось найти само топливо.
Ситуация начала исправляться только в 20-е годы прошлого столетия, благодаря проекту электрификации всей страны, знаменитому ГОЭЛРО. В результате, к 1926 году керосиновые светильники были полностью заменены электрическими, а в 1932 году был демонтирован последний газовый фонарь.
© Ярославцев Б.Н. 1947 год | Рязанский проспект
В следующие несколько десятилетий развитие городского освещения двигалось по пути установки как можно большего количества фонарей, а также использования исключительно отечественных комплектующих. Правда, основной упор делался не на дворы, а на центральные улицы и парки.
Определенным толчком к увеличению уличного освещения послужило растущее количество автотранспорта. Дороги, что, в общем, вполне справедливо, приходилось все-таки освещать, чтобы минимизировать количество ДТП. В остальном городские улицы были темными, а редкие лампочки, практически ничем не защищенные, были действительно в диковинку.
Все начало меняться только к концу 80-х годов прошлого столетия, когда уличному освещению, в том числе и архитектурному, стали уделять большее внимание. Во-первых, подсветка улиц и дворов, в том числе и в так называемых спальных районах, значительно снижало уровень преступности. Во-вторых, свет на центральных улицах, а также украшение зданий, стало неким показателем вкуса и развитости города, поэтому столица - первая из всех российских городов активно приобрела статус самого светлого города СССР.
Да будет свет
В 90-х годах, уже российское правительство приняло генеральный план формирования световой среды города, который за редким исключением продолжает развиваться и сейчас.
В дальнейшем, уличное освещение развивалось как бы по двум параллельным направлением. С одной стороны, улицы и дворы стали массово освещать, устанавливая больше светильников, используя лампочки над входными группами, подъездами и т.д. С другой, модифицировались и сами источники света, становясь более «умными» и эффективными. Последнее позволило уже не отключать большую часть светильников в ночное время из-за экономии. Более того, в некоторых случаях, например, на придомовых территориях, предпочитают устанавливать маломощное освещение, чтобы оно не мешало жителям во время сна. Иными словами, недостаток в свете перерос, скорее, в его избыток.
С другой стороны, появление мощных прожекторов в совокупности со специальными высокомачтовыми опорами сделало возможным «вернуть день» на те объекты и территории, где это необходимо круглосуточно. Например, при необходимости подсветить автомагистраль, спортивный объект, путепровод или место, где ведется разработка и добыча полезных ископаемых.
Для этого, в частности, могут использоваться сверхдлинные стальные опоры, способные выдержать сильные порывы ветра, резкие перепады температур и даже землетрясения. Например, на сайте https://tndsk.ru/ компании Технодор СК, среди мачт и молниеотводов можно найти экземпляры, достигающие впечатляющей высоты в 50 метров. В результате установки на такую высоту мощнейших прожекторов, а обычно ставится сразу несколько штук, территория под вышкой становится светлой, как днем, что позволяло не прерывать работы даже в ночное время.
Интересные факты
В 70-х годах прошлого века известный американский специалист по ракетной технике Краффт Эрике предложил необычный способ по освещению городских улиц прямо из космоса. По задумке «изобретателя», на околоземной орбите необходимо было развернуть специальный спутник с отражателем солнечного света. Именно он, имея огромную площадь, должен был «ретранслировать» солнечные лучи от солнца к земле. Стоимость проекта, по самым скромным расчетам, составляла 15 млрд долл. США. Впрочем, от второй, но уже искусственной луны, американские власти все-таки отказались.