Паспортизация отходов позволяет контролировать количество и способы обращения с опасными веществами. Утилизировать мусор без его наличия запрещено, так как это несет потенциальную опасность для людей и окружающей среды. Разрабатывать документ обязаны все юридические лица и предприниматели, если в ходе их деятельности образуются побочные продукты, относящиеся к одному из классов опасности. Порядок обращения с опасными отходами и классификация определены в ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Суть и назначение документа

Паспорт - это документ, подтверждающий принадлежность отходов к одному из классов опасности. Он также содержит сведения об их составе. Паспорт входит в перечень обязательных документов для ПНООЛР.

Паспортизация (процесс получения документа и определения класса опасности) производится в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 №712.

Все дальнейшее обращение с утильсырьем производится на основании паспорта:

  • Определяется способ транспортировки
  • Организуется место для хранения
  • Разрабатываются способы сортировки, утилизации, переработки
  • Рассчитывается плата за вред для окружающей среды
  • Составляется ПНООЛР
  • Заключается договор на вывоз с регоператором

Одно из важных требований при сборе данных для оформления документа - достоверность сведений. Поэтому подготовку документации нужно поручить специалистам. Экологи ООО «ЭкоЭксперт», кроме разработки паспорта, берут на себя весь процесс согласования.

Классы опасности

Определить принадлежность мусора к какому-либо классу можно с помощью федерального классификационного каталога отходов (ФККО). Побочные продукты производства и потребления объединены в нем по ряду признаков: химическому составу, агрегатному и физическому состоянию, происхождению. Каталог содержит 5 классов опасности, разработка паспорта нужна только для 1-4.

Побочные продукты, относящиеся к последнему классу, не паспортизируются.

Классы опасности:

  • Чрезвычайно опасные (I) — вещества, оказывающие сильное негативное воздействие на окружающую среду. Последствия их влияния необратимы. К ним относится мусор, содержащий твердые соли мышьяка, ртуть, крезол, свинцовый шлам
  • Высокоопасные (II) — вещества, значительно нарушающие природную среду, но при их воздействии экосистема способна восстановится за несколько десятков лет. К ним относятся старые аккумуляторы, нефтепродукты
  • Умеренноопасные (III) — после контакта с мусором восстановление происходит не менее чем за 10 лет. Пример таких веществ — смеси с ацетоном, цементная пыль, шлам из нефтепроводов
  • Малоопасные (IV) — после воздействия экосистема восстанавливается за 3 года. К ним относят автомобильные шины, перья, нетоксичные отходы строительства, перья
  • Неопасные (V) — мусор, практически не влияющий на состояние окружающей среды. Например, бумага, металлолом, солома, пластиковая упаковка

Кому нужен этот документ

В обязательном порядке процесс паспортизации должны пройти все предприниматели и юридические лица, деятельность которых связана с образованием отходов I, II, III, IV классов и любым обращением с ними (транспортировкой, хранением, сортировкой, переработкой, утилизацией).

Паспортизация не затрагивает:

  • Лечебную и лечебно-профилактическую деятельность
  • Отходы V класса, так как они не опасны для окружающей среды
  • Выбросы в атмосферу и в водоемы
  • Радиоактивные отходы и биологически опасные вещества

Причинами для отказа от паспортизации не могут быть:

  • Отсутствие отходов
  • Наличие договора на вывоз мусора
  • Утилизация в общие контейнеры
  • Аренда помещения или предоставление площади в аренду (и арендатор и арендодатель обязаны получать паспорт на мусор)

Оформление паспорта требуется торговым и бизнес-центрам, управляющим компаниям, региональным операторам, арендаторам и арендодателям

Разработка и согласование

Разработать паспорт необходимо в течение 3 месяцев с момента начала образования отходов. Паспортизация проходит в несколько этапов:

  • Сбор документов об источнике мусора, свойствах, местах хранения, способе переработки, сортировки
  • Присвоение класса опасности по классификации
  • Составление паспорта (его заполняет сама компания)

Для согласования копию паспорта и документов, подтверждающих принадлежность к определенному классу, направляют в территориальный орган Росприроднадзора. Паспорт заполняется по утвержденной форме. Если отходы не входят в классификационный каталог, необходимо предоставить сведения об утильсырье, которые помогут определить их класс опасности и включить в федеральный каталог. Срок действия паспорта не ограничен, он действителен в течение существования предприятия и ведения деятельности. Но в него нельзя вносить изменения. При смене реквизитов, названия, технологий необходимо разрабатывать и согласовывать новый документ. Наличие паспорта подтверждает легальность деятельности и облегчает прохождение проверок.

Ответственность

Если организация или предприниматель будут вести деятельность без разработки паспорта или не оформят документы в установленный срок, должностным и юридическим лицам назначается штраф в размере до 30 тыс.руб. и до 250 тыс.руб. соответственно. Кроме этого, может быть приостановлена деятельность организации на срок до 90 суток (ст.8.2 КоАП РФ). Уплата штрафа не освобождает от обязанности оформить документ.

Разработка и согласование требуется лишь однажды за время существования организации и облегчает для предприятия все сферы дальнейшего обращения с мусором. Несмотря на наличие разъясняющих писем от Минприроды и Росприроднадзора, оформление не всегда проходит легко. Чтобы разработать паспорт без нарушений, следует воспользоваться помощью экологов.

Блиц-опрос

Вы будите менять бумажный паспорт на смарт-карту?

  • Да
  • Нет
  • Затрудняюсь ответить
  • Не знаю о чем идет речь