Россияне вынуждены экономить. Впрочем, если от товаров неповседневного спроса еще можно как-то отказаться, то от покупки продуктов питания - нет.

Именно цена на продукты демонстрируют наибольший темп роста. Причин тому несколько – это и так называемые «антисанкции», и плохо проработанный механизм импортозамещения, обесценивание рубля и, конечно, определенная жадность ритейлеров. Последние уверены, что покупатели лучше откажутся от дополнительной пары обуви, чем перестанут есть. Но и у владельцев продовольственных магазинов не все так гладко, несмотря на то что их прибыль пока остается достаточно высокой. Продукты питания имеют свойство портиться, а это значит, что слишком высокие цены не выгодны и самим продавцам. Нереализованный товар ведет к большему убытку, чем проданный со скидками.

Зная эту особенность, покупатели могут экономить, и в некоторых случаях эта экономия будет весьма значительной. Но обо всем по порядку.

Если обратить внимание на цены в магазинах крупнейших розничных сетей, то можно заметить одну особенность. Цены выросли на все продукты питания практически без исключения, но не везде этот рост был одинаковым.

Как рассуждают владельцы продовольственных магазинов? Если раньше, до существенного повышения цен, покупатель тратил в магазине, например, 1000 рублей, то теперь он старается потратить меньше – 500 рублей. Экономия происходит за счет отказа приобретать «необязательные» продукты, например – баночку иностранного джема, полуфабрикаты в красивых упаковках и пр. Такое положение дел не нравится владельцу магазина, ведь он, в конечном счете, недополучает те самые 500 рублей. Чтобы этого избежать, он повышает цены на товары, входящие в обязательный список, например, на молоко, мясо, масло, сахар и пр. Таким образом, он подталкивает покупателя потратить те же 1000 рублей, но уже без «необязательных» продуктов. Но беда в том, что сильно повысить цены на все продукты из обязательного списка ритейлеры тоже не могут. Это отпугнет покупателей, которые, увидев заоблачные цены на привычные им продукты, будут стараться реже заглядывать в этот магазин. Говоря проще – убегут к конкурентам. Кроме того, отдельные виды товаров являются скоропортящимися. Если цена на них будет слишком высокой, то существует реальный риск не продать товар и, в конечном счете, выкинуть его на помойку.

Хорошо иллюстрируют этот момент цены на фрукты, например, в супермаркете «Перекресток». Условно, в один из дней мандарины продавались по цене 120 рублей за килограмм. Уже на следующий день цена упала до 75 рублей, то есть почти на 38%. Ритейлеры отслеживают паритет спроса и цены и, в случае «угрозы», дают существенные скидки. Но не все так просто. Количество продовольственных магазинов на территории района Крылатское так высоко, что, пройдясь по трем-четырем, можно закупить продукты на месяц, сэкономив до 30% личного бюджета [в сравнении, если бы тот же набор продуктов был приобретен в одном месте].

Примечательно, но покупка продуктов впрок является не только советской, а затем и российской, привычкой. Даже в европейских странах, семьи предпочитают посещать продовольственные магазины не каждый день. Выбирается, как правило, один из выходных и устраивается «рейд» по крупным гипермаркетам, где и покупаются продукты с расчетом, чтобы их хватило на месяц. Такой способ помогает не только сэкономить, но и избавить себя от необходимости тратить время на походы по магазинам.

Что касается покупки товаров со скидками, то тут нет равных американцам. Многие жители США приобретают продукты питания, только если на них есть те или иные скидки. Например, если в местном супермаркете есть скидка на мясо птицы, то всю следующую неделю они будут готовить разные вариации блюд из птицы. Если после птицы идут скидки на рыбу, то следующая неделя объявляется рыбной.

Те же американцы предпочитают покупать товары со скидкой впрок. Например, многие магазины проводят акции, в том числе и в России. Например, при покупке двух бутылок газировки, третья идет в подарок. Если срок годности позволяет, то можно купить сразу упаковку, получив несколько бутылок в придачу совершенно бесплатно. Этот способ экономить явно не будет лишним.

Цены на продукты питания выросли во всех магазинах без исключения, но это совершенно не означает, что они одинаковы везде. На один и тот же товар цена может отличаться чуть ли не в два, а то и в три раза.

Хорошей иллюстрацией являются цены на хлеб в районе Крылатское. Например, в АШАНе батон «нарезного» будет стоить в три раза дешевле, чем в «Дикси». Подробнее о том, где в Крылатском продается самый дешевый хлеб, читайте в нашей статье. Там же можно увидеть сравнительную таблицу цен на хлеб в разных магазинах района.

Подобные таблицы можно составить на все продовольственные товары, входящие в потребительскую корзину. Проведя два-три рейда по крупным супермаркетам Крылатского, уже можно будет сконструировать примерную таблицу, какие и где продукты можно приобрести дешевле, а где они будут неоправданно дороги.

Опрос недели

Как вы относитесь к неплательщикам за услуги ЖКУ в вашем доме?