Это сейчас печать этикеток является привычным и неотделимым этапом производства практически любого товара, начиная от продуктов и заканчивая мебелью или сложными техническими устройствами. Более того, в некоторых случаях без этикетки, на которую наносится определенная информация, вообще нельзя продать товар. Но так было не всегда. Еще лет 100 назад, этикетка считалась, скорее, роскошью, чем обязательным элементом. Тем не менее, история этикеток куда древнее, чем кажется.

Об истории этикеток, а также о том, какое влияние на них оказало вино и самый обычный медицинский лейкопластырь, и пойдет речь дальше.

Истина в вине

Прародителем современных товарных этикеток является клеймо, которое ставилось на товар, чтобы, прежде всего, выделить его среди других. Можно сказать, что личное клеймо производителя было своеобразным знаком качества.

Первыми подобные клейма стали использовать производители вина и других, прежде всего, алкогольных напитков. Объясняется эта особенность крайне просто. Дело в том, что вино - по сути первый «продовольственный» товар, продажа которого невозможна без упаковки или, точнее, тары. Вино разливалось в глиняные кувшины, амфоры, потом в бутылки и только в таком виде попадало на стол потребителю. Другие продукты, например, мясо, хлеб, овощи и фрукты, просто не требовали какой-то упаковки, и в наличие этикеток на них просто не было смысла - всем и так было удобно.

Клейма, в свою очередь, тоже были разными, и совершенствовались они по мере технологического прогресса. В частности, клеймо могло наноситься на кувшин с вином при помощи обжига на огне или краской. Еще один вариант – кусочек кожи или пергамента, на который производитель наносил какую-то информацию, а затем прикреплял к сосуду. Кстати, такой вид клейма получил свое отдельное название – ярлык.

Как бы там ни было, но изначально историю товарных этикеток начали «двигать» именно производители вина, за что им в дальнейшем скажут спасибо производители и других товаров.

Эпоха бумажных этикеток

Даже после того как человечество узнало, что такое бумага, развитием товарных этикеток по-прежнему занимались, в основном, виноделы. Именно они первыми стали использовать кусочки бумаги для нанесения информации о продукте, которую затем, по аналогии с клеймом или ярлыком, крепили при помощи клея к сосудам.

Уже в XIIX веке этикетки на бутылках стали выглядеть примерно так, как они выглядят и сейчас, но, в основном, из-за формы и наличия на них полезной для потребителя информации. Хотя художественными изысками этикетки того времени явно не отличались.

Все изменилось в начале XIX века, когда виноделы, стараясь выделить свой продукт, стали наносить на этикетки не только «шрифтовую информацию». На этикетках стали появляться гербы и виньетки, а также различные рисунки, например, тех мест, где был произведен напиток, находящийся внутри сосуда.

Уже ближе к концу XIX века, также благодаря технологиям и предприимчивости виноделов, этикетки стали цветными и, вдобавок ко всему, более информативными – на них уже появилось описание вкусовых особенностей напитка, дата урожая и производства самого вина. Кстати, последний момент стал ключевым в появлении «даты изготовления» и на этикетках, которые стали уже размещать и на упаковках других продуктовых товаров. Но это будет несколько позже.

Именно в этот момент, на этикетки с информацией о товаре, а также на оригинальный дизайн обратили внимание и другие производители, например, шоколада и прочих сладостей. Они не просто стали упаковывать товар, но и наносить на него какие-то элементы, которые, по аналогии с вином, выделяли бы его.

Самоклеящиеся этикетки

Особую роль в истории этикеток, как это ни парадоксально звучит, сыграл самый обыкновенный лейкопластырь, а, точнее, роковая ошибка при его разработке.

Дело в том, что первые медицинские лейкопластыри, которые появились на рынке, имели одну не очень хорошую особенность: их клеевой слой был либо слишком токсичным, что вызывало раздражение на коже, либо слишком сильным, что также вело к негативным последствиям при соприкосновении с кожей. В результате, возникал некий парадокс. С одной стороны, медицинский лейкопластырь был призван спасать человека, защищая его рану от грязи, а с другой наносил вред здоровью. Именно по этой причине медицинское изделие не пользовалось особой популярностью.

Причем настолько, что в 1890 компания Beiersdorf AG, более известная сейчас под брендом Nivea, едва не обанкротилась, производя эти не очень удобные и раздражающие кожу лейкопластыри.

В итоге, новым владельцем едва не разорившейся компании стал фармацевт и, как оказалось впоследствии, талантливый предприниматель Оскар Тропловиц. Он не забросил идею выпуска медицинского лейкопластыря, продолжая искать формулу для безопасного клея.

В итоге, после многочисленных химических элементов, клей был найден, но совершенно не тот, который нужен для медицинских целей, то есть в том же лейкопластыре.

Особенность клеевого состава была в том, что он довольно прочно соединялся практически с любой поверхностью, но в то же время, при определенных умеренных усилиях, мог отсоединиться. Иными словами, этот клей был бы незаменим как раз в лейкопластыре, но токсичность вновь не позволяла использовать его по прямому назначению.

Вместо этого клейкой ленте нашли другое предназначение – ею вначале стали ремонтировать велосипедные шины, а затем и маркировать товары. Например, упаковки с фруктами и овощами.

Но на этом история самоклеящихся этикеток не завершилась. Оскар Тропловиц продолжил развивать свое предприятие, склонившись уже в сторону кремов и других косметических средств и фактически передал эстафету другому изобретателю - Стэнтону Эйвери.

Впрочем, история умалчивает нюансы передачи этой эстафеты, но вклад Стэнтона Эйвери заключался в том, что он доработал химический состав клея с таким расчетом, чтобы клеевая основа могла быть предварительно заклеена специальной подложкой. Она, в свою очередь, не вступала в сильную реакцию с клеем, поэтому легко отделялась. Затем этикетку можно было крепить к любой поверхности, и там она держалась крайне прочно. Иными словами, изобретатель сделал то, что сейчас и называется самоклеящаяся этикеткой.

Наше время

В последующие годы, а, точнее, десятилетия, дорабатывался уже не сам принцип самоклеящихся этикеток, а их свойства. Например, сейчас на рынке можно найти термоэтикетки, в которых заложен тот же принцип, что и 100 лет назад, но они крайне устойчивы к внешнему воздействия. Подобные этикетки, как, например, здесь - https://mylabel.pro/catalog/termoetiketki/, могут использоваться для маркировки товаров на складах, оставаясь на том месте, где их наклеили, даже после транспортировки. Они могут выдерживать перепады температур, влажность или, наоборот, крайне сухой климат.

Что же касается сферы применения, то она теперь не ограничивается только вином. Этикетки, в том числе и самоклеящиеся, используются для маркировки любых товаров. В частности, компания MyLabel предлагает этикетки для автомобильной продукции - https://mylabel.pro/catalog/pechat-etiketok-na-promyshlennuyu-produktsiyu/avtomobilnay-produktsiy/.

Этикетки, а в особенности самоклеящиеся, используют не только производители товаров, но и сами покупатели. Самый простой пример – печать этикетки в процессе завешивания товара. Ее покупатель, после определенных действий, наклеивает самостоятельно.

Читайте «Крылатское.ру»

в «Telegram»

Опрос недели

Какой вид «соседского» шума вас раздражает больше всего?