Ровно 200 лет назад, 8 ноября 1823 года, на юге Франции родился Жозеф Монье, который спустя несколько десятилетий в буквальном смысле изменит весь мир, а, точнее, его часть, относящуюся к строительству. Впрочем, изобретение, о котором пойдет речь, могло бы и не появиться на свет, если бы «отец» железобетона не начал свой трудовой путь обычным садовником.

В том или ином виде бетон существовал на протяжении нескольких тысячелетий, но его основная задача была, скорее, «скреплять» между собой другие виды строительных материалов. Сама по себе смесь была не очень прочной, тем более, когда речь заходила о возведении каких-то крупных, а, соответственно, и тяжелых зданий. Было очевидно, что бетонной смеси не хватает еще какого-то элемента, чтобы начать использовать его по полной программе, тем более что запрос на строительства высотных сооружений уже давно сформировался.

Впрочем, по мнению историков, основные нововведения заключались в попытке добавить в смесь еще какой-то «сыпучий» ингредиент, чтобы в итоге бетон получил максимально возможную прочность. В частности, в середине XVIII века английский инженер Джон Смитон добавил в цемент известняк с большим содержанием глины. В результате «добавки», смесь получила способность твердеть под водой, что решило многие задачи строительства в агрессивной водной среде. Но прочнее от этого бетон все-таки не стал, так как на поверхности он быстро крошился, что делало его непригодным при строительстве крупных зданий, да и любых строений, которые подвержены солнцу и ветру.

Так могло бы продолжаться еще долго, если бы в 1961 году французский садовник Жозеф Монье не поставил перед собой цель укрепить садовые кадки. Дело в том, и на это обратил внимание сам изобретатель, что все имеющиеся на тот момент горшки, бочки и кадки были либо слишком хрупкими, либо недолговечными. В частности, горшки или бочки из глины часто разбивались, когда их, вместе с растениями, пытались куда-то перенести. Деревянные, с точки зрения мобильности, были прочнее, но недолговечны. Уже через год-два корни растений, а это, как правило, быстрорастущие деревья, разламывали деревянные рейки изнутри.

Чтобы укрепить деревянную кадку, Жозеф Монье пошел на вполне очевидный шаг и просто вставил ее в другую, большую по диаметру, но по-прежнему деревянную кадку. Пустоты между стенами кадок будущий отец железобетона заполнял сначала песком, затем мелким гравием, а в конце уже попробовал и бетонной смесью. Отчасти это помогло, и быстрорастущие корни деревьев уже не могли с такой легкостью «расщепить» внутреннюю кадку. Тем не менее, процесс разрушения, хоть и затормозился, но полностью остановлен так и не был. Корни продолжали расти, давление повышалось, и в итоге не выдерживали уже две кадки сразу. Такое положение дел Монье явно не устраивало.

Все изменилось в 1866 году, когда Жозеф Монье решил укрепить кадку с растением уже железной проволокой, буквально опутав ей всю поверхность. Изобретатель полагал, что проволока более эластична, а, значит, она будет «мягко» сопротивляться давлению корней.

Однако, как замечал в описании к патенту изобретатель, внешний вид такого сооружения был очень далек от идеального. В итоге, Жозеф Монье решил замазать каркас цементным раствором, придав ему гладкость и, соответственно, эстетичность.

Спустя примерно год, в 1867 году, садовник обратил внимание на то, что кадка с растением не просто не деформировалась - она вообще не изменилась, с учетом, что ее за это время неоднократно переносили. Иными словами, она оставалась, как «новая».

В том же 1867 году Жозеф Монье решил получить патент на свое изобретение. Правда, речь шла именно о прочной садовой кадке, а не о чем-то еще.

Но на этом отец железобетона не остановился. Он продолжал эксперименты уже в смежных областях. Например, свою идею с укреплением цементной смеси проволокой он использовал при строительстве бассейна, печных труб и т.д.

Впрочем, тогда же Монье столкнулся и с другой сложностью. Это сейчас металлопрокат - https://as-tim.ru/ позволяет приобрести практически любое изделие и, главное, по вполне разумным ценам. В XIX веке, всем известная арматура была крайне дорогим строительным материалом. Изготавливалась она из кованой стали, что значительно удорожало ее производство и делало этот строительный материал менее доступным. Говоря иначе, укрепить печную трубу или построить бассейн с использованием кованной арматуры было слишком большой роскошью.

Но денежный вопрос не поставил крест на изобретении Жозефа Монье. В 1886 году, немецкий инженер Гюстав Вайс увидел огромный потенциал в совмещении «бетона и железа». После недолгих переговоров, Вайс выкупил патент Монье, чтобы затем основать строительную фирму Wayss & Freytag. Именно она, фактически первой, и стала активно использовать железобетон в строительстве уже крупных зданий и сооружений.

Спустя еще несколько лет, когда технологии позволили удешевить арматуру, а по сути она стала такой, какой она известна и сейчас - https://as-tim.ru/armatura/, идеи Жозефа Монье, при поддержке Гюстава Вайса, быстро распространились по всему миру.

Теперь строительный мир просто немыслим без железобетона, который, по сути, изобрел обычный французский садовник, решивший однажды укрепить кадку для быстрорастущих растений.

Читайте «Крылатское.ру»

в «Telegram»

Опрос недели

Как вы относитесь к возможному сносу одного из старейших, но давно неработающих фонтанов (см. фото) в Крылатском?