Стартовавшая еще в пандемийный, 2020 год рост, популярность интернет-торговли, что было связано, прежде всего, с ограничениями в оффлайн, продолжается и сейчас, когда все ограничения из-за COVID-19 уже сняты. Купить через интернет то же компьютерное кресло теперь считается в порядке вещей, хотя еще пять лет назад доля поклонников дистанционных покупок не превышала и 40%.

Пандемийный 2020 год, уверены эксперты, изменил структуру рынка FMCG (товары повседневного спроса – прим. рел.) в России и, похоже, навсегда. При этом, если в 2020 году популярность интернет-торговли росла за счет введенных ковидных ограничений, которые не позволяли активно покупать в оффлайн-магазинах, то теперь этот рост вызван банальным удобством, а не вынужденной необходимостью.

Первые в мире

Согласно проведенному компанией NielsenIQ исследованию, за 2022 год, темпы онлайн-продаж FMCG в России, в денежном эквиваленте, увеличились на 44%. При этом, аналогичный показатель в мире оказался в пять раз ниже отечественного и составил всего 8.3%. Иными словами, популярность продаж через интернет растет практически во всех странах мира, но таких темпов, которые демонстрирует Россия, нет ни у кого.

Причина феноменального роста, по мнению NielsenIQ, в стремлении отечественных потребителей экономить. И крупные компании, прежде всего, маркетплейсы, судя по всему, им в этом «подыгрывают».

«На российском рынке онлайн-канал остается самым динамичным в том числе благодаря тренду на экономию - покупатели продолжают сравнивать цены на большинство продуктов и находить более выгодные предложения онлайн», - пояснил результаты исследования директор по работе с ритейлером NielsenIQ Константин Локтев.

При этом, по его словам, ритейлеры также пересматривают свою бизнес-модель, которая теперь в большей степени ориентирована именно на продажи онлайн. Речь идет о развитии сервисов экспресс-доставки и самовывоза, о более тесном взаимодействии с локальными поставщиками, расширении числа специальных складов дарксторов и т.д.

В итоге, получается некий симбиоз как со стороны покупателей, так и со стороны бизнеса, что и двигает финансовые показатели вверх.

От мелкого до крупного

Сейчас, по словам участников рынка, меняется даже психология покупателей. В частности, если раньше российские потребители делили товары на те, что удобнее покупать через интернет и на те, которые лучше выбирать и оплачивать в оффлайн-магазинах, то сейчас эта своеобразная «граница» уже практически размыта.

Например, приобрести напольный вентилятор в интернет-магазине проще и, как показывает практика, дешевле, чем подбирать нужную модель в оффлайн-магазинах. А вот мебель - нет. По крайней мере, так считали многие потребители еще лет пять назад. Теперь же, для покупки дивана или шкафа вполне достаточно увидеть несколько фотографий, прочитать подробное описание и оценить отзывы на эти товары со стороны других покупателей. То же самое касается одежды, обуви и т.д.

Таким образом, резюмируют эксперты, сейчас у потребителей уже не осталось психологических сложностей приобретать что-то в интернет-магазинах и маркетплейсах, предварительно «не пощупав».

Ориентация 360

Впрочем, рост популярности интернет-торговли не убивает, а только изменяет бизнес-модель классических оффлайн-магазинов. Ярким примером тут являются многочисленные магазины торговых сетей, специализирующиеся на продаже, прежде всего, продуктов питания.

В частности, на начало 2022 года, под управлением компании X5 Group, насчитывалось чуть больше 19 тысяч магазина сети «Пятерочка». Годом ранее, то есть в 2021 году, их количество не превышало 18 тысяч, а в 2020, как раз пандемийном, чуть более 15 тысяч. Таким образом, ритейл не сокращает, а только наращивает количество «магазинов у дома», но одновременно развивая и свою собственную сеть доставки, как и сервис онлайн-продаж в целом.

Такой подход в принципе обоснован, замечают эксперты. Иногда проще и быстрее приобрести «скромный» набор продуктов питания, дойдя до ближайшего магазина. В то же время, когда речь идет о крупных закупках, например, на неделю, то здесь на первое место выходит уже интернет, что позволяет как минимум упростить доставку тяжелых пакетов прямо домой.

Говоря иначе, потребители избавляются от практики «прогулок по магазинам», предпочитая делать все то же самое, но виртуально или дистанционно. Торговые сети это понимают и стараются соблюсти определенный баланс, тем самым охватывая более широкую массу потребителей.

Товарная диверсификация

Если в крупных маркетплейсах разнообразие товарного ряда в порядке вещей, то в специализированных интернет-магазинах, к такой диверсификации пришли относительно недавно.

В частности, в одном из крупнейших в России интернет-магазинов ВсеИнструменты.ру теперь уже можно приобрести не только строительную технику и инструменты для ремонта, как, впрочем, и стройматериалы, но и школьные или офисные принадлежности. Иными словами, циркуль, калька, карандаши и ручки теперь соседствуют с перфораторами, дрелями, сварочным оборудованием и т.д., что не вызывает никакого удивления, а, наоборот, представляет удобство для потребителей.

По большому счету, к такому варианту диверсификации товарного ряда, где в одном месте можно купить практически все, рано или поздно приходят все специализированные интернет-магазины, что является типичным для постковидной эпохи.

Вместо итога

Рост популярности в России онлайн-торговли продолжается, даже несмотря на уход в 2022 году с отечественного рынка довольно значительного количества западных брендов. Этот демарш, как полагали некоторые аналитики, должен был привести к некоему дефициту товаров, чего в итоге, мягко говоря, не произошло.

Уже спустя год после первых громких заявлений, товарный ряд в интернет-магазинах, а, тем более, маркетплейсах, не только не сократился, но и значительно возрос.

В частности, специалисты ценового агрегатора Price.ru, который входит в многопрофильный российский холдинг S8 Capital, провели специальное исследование, оценив спрос интернет-потребителей на новые и ранее неизвестные бренды. Как оказалось, и здесь наблюдается не просто устойчивый, а феноменальный рост.

Так, только за 2022 год, продажи китайских телевизоров HEC взлетели на 684%, а узбекского Artel - на 244%. Продажи российских стиральных машин «Бирюса» и Kraft за тот период прибавили 183% и 145%, соответственно. У смартфонов, подчеркивается в исследовании, вообще наблюдается «революция спроса». Например, продажи китайско-французского смартфона Wiko взлетели на 2026%, Infinix - на 476%, Tecno - на 196% и т.д.

И это притом, подчеркивают эксперты, что вместе с новыми брендами, благодаря параллельному импорту, продолжают соседствовать и более привычные, знакомые не один десяток лет, старые. И тут определенная заслуга в продвижении ранее не известных брендов - вновь за интернет-магазинами и маркетплейсами, которые фактически стали рекламными площадками для массовой аудитории российских потребителей.

Опрос недели

Как вы относитесь к неплательщикам за услуги ЖКУ в вашем доме?