Рано или поздно, хотя, как показывает неутешительная статистика, скорее, все-таки поздно, но каждый предприниматель задумывается о регистрации товарного знака - того самого обозначения и изображения, которое служит для индивидуализации товаров или услуги. Процесс этот весьма сложный и далеко не бесплатный. Хотя 20 тыс. рублей, а именно такова на текущий момент госпошлина, кажутся незначительными с учетом тех рисков, которые могут наступить, если товарный знак не регистрировать.

Портал Крылатское.ру поговорил с экспертами, в том числе и юристами, и выяснил, почему в России так неоднозначна практика регистрации товарных знаков, а также зачем они вообще нужны «рядовым» предпринимателям.

Нам и так хорошо живется

По некоторым данным, ежегодно в России подается порядка 100 тысяч заявок на регистрацию товарных знаков. Цифра выглядит впечатляюще, ведь она могла бы означать, что каждый год в стране появляются десятки тысяч новых товаров или даже целых бизнесов. Возможно, это и так, только статистика по подаче заявок совершенно ни о чем не говорит. По словам экспертов, из этих 100 тысяч, только около 5% в итоге проходят регистрацию. Оставшиеся 95% Роспатент либо отклоняет сразу, либо выписывает уведомление о необходимости внести некоторые изменения. Но самое интересное, что уплаченная пошлина в размере 20 тыс руб. обратно уже не возвращается.

В такой ситуации, замечают эксперты, мало кто из бизнесменов, особенно начинающих, захочет тратить время, силы и деньги, пусть и относительно небольшие, чтобы получить «заветную бумажку». Тем более, а это действительно подкупает, работать можно и без регистрации товарного знака.

«Ничего не мешает, например, индивидуальному предпринимателю открыть свое дело по производству мыла ручной работы, назвав свой товар «Чистые руки». Главное - платить налоги и спать, как говорилось в одной социальной рекламе, спокойно. И так можно работать не год и не два, а хоть всю жизнь. Закон не запрещает», - поясняет маркетолог Маргарита Румянцева.

Но, продолжает специалист, все не так просто, как кажется, ведь точно такое название для своего гигиенического продукта мог придумать и другой предприниматель, который окажется еще и более прозорливым.

«Он, в отличие от первого предпринимателя, может зарегистрировать товарный знак «Чистые руки», став полноправным и, главное, единственным владельцем такого названия. И неважно, что первый предприниматель раньше придумал название, уже наработал базу клиентов и т.д. С точки зрения закона, он «копирует» зарегистрированный бренд, а, значит, поступает нечестно», - резюмирует собеседница портала.

Речь может идти не только о названии товара, но и о наименовании фирмы, продолжает юрист Николай Цветков. В такой ситуации, у законного, если речь идет о товарном знаке, владельца, есть право обратиться в суд и не только получить компенсацию за незаконное использование своего бренда, но и запретить это делать в дальнейшем.

«Сумма иска может составлять несколько миллионов рублей, но даже если суд уменьшит ее, то в дальнейшем нарушитель будет обязан сменить название, все вывески, сайт, логотип и т.д. Иными словами, придется полностью менять название бренда, в который ты вложил столько сил и денег», - поясняет Цветков.

После таких потрясений, вопрос – стоит ли регистрировать товарный знак, отпадает сам собой.

Как же сохранить

Впрочем, замечает Маргарита Румянцева, описанные случаи, хоть и нередки, но не являются 100% гарантией, что именно так все и произойдет.

Как правило, у начинающих предпринимателей просто нет денег, времени и сил заниматься регистрацией бренда в начале бизнес-пути. Тем не менее, минимальные движения в эту сторону сделать все-таки нужно.

Для начала, поясняют эксперты, нужно проверить товарный знак - тем более, что это бесплатно.

«Названия брендов регистрируются с учетом международной классификации товаров и услуг. Это означает, что если начинающий предприниматель планирует выпускать мыло ручной работы под названием «Чистые руки», то ему не страшен предприниматель, который производит, например, одноразовые перчатки», - подчеркивает Румянцева, добавляя, что проблемы могут начаться, если кто-то выпускает аналогичный или очень похожий товар.

Даже, замечает Николай Цветков, если эти два предпринимателя работают в разном ценовом сегменте или в разных регионах России.

«Тут будет прав тот, кто первый зарегистрирует товарный знак. Именно он и сможет по закону запретить второму использовать аналогичное название», - резюмирует собеседник портала.

Подводные камни

Несмотря на то что сама регистрация товарного знака не выглядит крайне сложной, а сумма в 20 тыс руб. является вполне посильной, в подавляющем большинстве случаев предприниматели стараются обращаться за помощью к профессионалам.

Во-первых, они лучше ориентируются в ситуации, в том числе и в законодательной сфере. Иными словами, понимают и знают если не все, то большинство «подводных камней».

Во-вторых, благодаря только одной лишь практике, они могут найти варианты, которые неподготовленному человеку увидеть довольно сложно.

Например, даже если название «Чистые руки» относительно мыла уже зарегистрировано, ничего не мешает зарегистрировать название «истые руки», визуально обыграв букву «Ч», изобразив ее в виде крана с льющейся водой.

Данный пример, подчеркивает Маргарита Румянцева, утрированный, но о таких нюансах не профессионалы просто не знают.

Опрос недели

Как вы относитесь к неплательщикам за услуги ЖКУ в вашем доме?