За последние пять лет, структура онлайн-торговли в России претерпела значительные изменения. Если до 2019 года большинство пользователей рунета, из числа тех, кто в принципе совершал покупки онлайн, отдавали предпочтения, скорее, интернет-магазинам, то к концу 2020 года, бесспорными лидерами стали отечественные маркетплейсы и онлайн-гипермаркеты. Впрочем, если не придираться к словам, то разница между упомянутыми торговыми площадками практически отсутствует, что как раз и вносит определенную путаницу.

Портал Крылатское.ру поговорил с экспертами в области электронной коммерции, а также с маркетологами и специалистами по маркетплейсам, и уточнил, есть ли вообще разница между назваными выше онлайн-площадками, а также где выгоднее приобретать товары и почему.

Что было раньше

Эволюцию онлайн торговли, замечают эксперты, проще понять, если вспомнить, как ранее приобретался тот или иной товар и как он покупается сейчас.

Еще 10 лет назад, если человек делал ремонт и ему, например, нужна была подвесная раковина в ванну, он ехал в специализированный магазин и, желательно, крупный.

«Желательно, потому что есть из чего выбирать – разные производители, разная цена, качество, размер, вес, цвет и т.д. Это важный момент, потому что он в дальнейшем объяснит, почему именно маркетплейсы завоевали такую бешенную популярность», - пояснил порталу Крылатское.ру аналитик Дмитрий Рыков.

Впрочем, продолжает собеседник портала, можно привести и другой пример, когда потребителю нужен товар определенного производителя.

«Например, пылесос Бош. Очевидно, что этому потребителю нужно ехать не в магазин, где огромное количество пылесосов разных производителей, а в конкретный, так называемый фирменный», - добавил Рыков.

В итоге, по его словам, первыми «ласточками» как раз и были либо фирменные интернет-магазины, как некое приложение к оффлайн, либо специализированные, которые продавали примерно одинаковые товары, те же пылесосы, но разных производителей.

«Встретить 10 лет назад универсальный интернет-магазин, на виртуальных полках которого можно найти и пылесос, и подвесную раковину, было крайне затруднительно. По сути, их просто не было, так как и уровень развития технологий не позволял аккумулировать и обрабатывать такую внушительную базу продукции, и сам потребитель к такому разнообразию был явно не готов», - резюмирует специалист.

Все в одном месте

Со временем ситуация стала меняться. Первопроходцами стали как раз те торговые площадки, которые изначально специализировались на продаже одного вида товаров, но разных производителей. Именно они дали старт маркетплейсам, а некоторые в итоге в них и превратились.

Одним из ярких примеров такой трансформации, по мнению маркетолога Ирины Остоич, является OZON, который изначально специализировался на продаже литературы или книжных изданий. Теперь же, это один из крупнейших маркетплейсов в России, который до сих пор, в некоторых источниках, называется интернет-магазином.

«Это всего лишь игра слов, так как, по большому счету, сама онлайн площадка выбирает, как себя называть. Но для простоты и лучшего понимания, достаточно знать, что маркетплейсы это те же интернет-магазины, с той лишь разницей, что они сами по себе ничего не продают, но помогают продавать другим», - поясняет собеседница.

Роль маркетплейсов, по ее словам, сводится к тому, чтобы помочь производителям реализовать свой товар. Маркетплейс вкладывается в рекламу, технологии, оплачивает сервера, нанимает программистов и дизайнеров. Иными словами, маркетплейс обеспечивает комфортное взаимодействие между продавцом и покупателем, беря при этом свою комиссию.

«Если упростить, то маркетплейс - некая платформа или база, где размещаются десятки, сотни или даже тысячи разных специализированных интернет-магазинов, в том понимании, как это было еще лет 10 назад», - подчеркивает Остоич.

Более того, в последние пару лет, можно наблюдать тенденцию, когда довольно крупный интернет-магазин, специализирующийся на каком-то определенном товаре, продает свою продукцию сразу в двух местах – и у себя, на условном сайте, и на маркетплейсе.

Где дешевле и из чего складывается цена

Цена на один и тот же товар, на что уже давно обратили внимание потребители, может отличаться в зависимости от площадки, где этот товар продается. В данном случае, цена зависит от конкуренции – чем она выше, тем охотнее продавцы снижают свои аппетиты.

«Маркетплейс, безусловно, заинтересован в том, чтобы как можно больше потребителей приобретали товары, причем всевозможные, и именно у него. Для этого, он не только старается расширить количество продавцов, давая им удобный инструмент для работы, но и стимулируя самих пользователей разными акциями, программами лояльности и т.д. Например, Яндекс Маркет ввел так называемые «баллы плюс», которые можно накапливать, а затем расплачиваться ими за приобретаемый товар», - поясняет специалист по маркетплейсам Игорь Паршин, добавляя, что подобные программы лояльности есть на многих торговых площадках.

В итоге, чем лучше продумана система лояльности у маркетплейса, тем, в конечном итоге, цена на тот или иной товар, может быть ниже по сравнению с конкурирующим маркетплейсом. Но и это не всегда так.

Бывают ситуации, когда какой-то товар определенного производителя на одном маркетплейсе реализует большее число продавцов. В итоге, возникает конкуренция уже между ними, которая и приводит к снижению цены, так как работают классические законы бизнеса.

«И наоборот. Если на каком-то маркетплейсе появляется продавец с уникальным товаром, то ему не обязательно снижать его стоимость, так как он понимает, что конкуренции нет, а, значит, дешевле, чем у него, просто нельзя найти или это сделать сложнее. В этом случае, цена будет зависеть от покупательской способности пользователей маркетплейса и аппетита продавца», - подчеркивает собеседник.

Но бывает ситуация чуть сложнее, продолжает Ирина Остоич. Продавец уникального товара может присутствовать сразу на нескольких торговых площадках, а цена все-равно разная. В данном случае, по ее словам, в дело вступают сами маркетплейсы, которые стараются переманить покупателей у конкурентов.

«Они как бы сами оплачивают часть товара за покупателей, за счет снижения своей прибыли. Продавец получает ту сумму, которую он установил за товар, но для покупателя она ниже, так как ему помог или дал скидку сам маркетплейс. В итоге, выгодно всем – покупатель приобрел товар дешевле, продавец выручил столько, сколько и планировал, а маркетплейс получил лояльного пользователя», - подчеркивает Остоич.

Специализированная универсальность

Если посмотреть на ситуацию еще шире, что может окончательно запутать, то даже среди маркетплейсов можно найти «специализированно универсальных» игроков.

В качестве примера, отмечают специалисты, можно привести известный онлайн-гипермаркет товаров для дома, дачи, стройки и ремонта, который к слову, сам себя называет интернет-магазином, ВсеИнструменты.ру.

На этой торговой площадке прекрасно «уживаются» разные товары. Например, здесь, то есть, по сути, в одном месте, можно купить парогенератор для дома и подставку для учебников. Очевидно, что упомянутые товары тематически разные, а, значит, ВсеИнструменты.ру можно назвать маркетплейсом. Однако это не так или не совсем так.

Дело в том, что эта известная в России торговая площадка, в отличие от упомянутых выше Яндекс Маркета и ОЗОН, все-таки является специализированной, делающей упор именно на товары для ремонта и сопутствующую технику. Та же канцелярия, скорее, как приятный бонус, но никак не основной товар.

И, в данном случае, уверены эксперты, такой подход тоже обоснован. Покупателю, которому нужно сделать ремонт и привычнее и проще подбирать то, что необходимо именно на специализированной площадке, которая даже технически этому способствует.

Например, покупая обои, ВсеИнструменты.ру предложит к этому товару клей, специальный шпатель и т.д. Маркетплейс, скорее, «покажет» не сопутствующий товар, а похожий, то есть другие обои, что не всегда удобно.

Вместо итога

Как подчеркивают специалисты, разницы между маркетплейсом, онлайн-гипермаркетом или интернет-магазином, по большому счету, нет. Так как владельцы этих торговых площадок могут сами, не взирая на те или иные условия, называть себя так, как хотят.

С другой стороны, есть некое различие в подходе к онлайн-продажам. Считается, что интернет-магазин сам размещает и продает свои товары, тогда как маркетплейс предоставляет только место или площадку, где размещают и продают свои товары другие.

Впрочем, бизнес вносит свои коррективы, поэтому даже это, на первый взгляд, верное утверждение, может быть опровергнуто. Например, в 2022 году, классический маркетплейс Яндекс Маркет выкупил все остатки товаров ушедшей из России ИКЕЯ. В итоге, став, по своей сути, еще и интернет-магазином товаров шведской компании – сам разместил и сам продает.

Опрос недели

Как вы относитесь к неплательщикам за услуги ЖКУ в вашем доме?